30.11.05

Аналитический обзор: Федеральный Закон от 08.11.2005 N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О Таможенном Тарифе"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 08.11.2005 N 144-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ"

1 июля 2006 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 08.11.2005 N 144-ФЗ в Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон). Следует отметить, что в новой редакции Закона нашли свое отражение принципы международного права, а именно Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) от 30 октября 1947 года. Изменения призваны существенно сократить объемы так называемого "серого" импорта, когда товары завозятся по заниженной стоимости с целью уменьшения причитающихся таможенных платежей.

Итак, с 1 июля 2006 года в таможенном тарифе РФ будут использоваться следующие основные понятия.

Во-первых, теперь понятие "таможенная пошлина" представляет собой не обязательный взнос, а обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. Во-вторых, существующее понятие "взаимозависимые лица" заменяется на "взаимосвязанные лица", к которым отныне будут относиться и работодатели с работниками, и деловые партнеры, то есть лица, связанные договорными отношениями, действующие в целях извлечения прибыли и совместно несущие расходы и убытки при осуществлении совместной деятельности, и лица, состоящие не только в брачных отношениях или отношениях родства или свойства, но и усыновители или усыновленные, попечители и опекаемые и т.д.

В перечень основных понятий теперь включены изложенные в новой редакции признаки идентичных и однородных товаров (в настоящее время эти определения расположены внутри основного текста), а также товаров того же класса или вида, равно как и определение общепринятых принципов бухгалтерского учета. Кстати, в новом таможенном тарифе отдельно указывается, что понятия "произведенные" применительно к товарам включают в себя значения "добытые", "выращенные", "изготовленные", в том числе при их монтаже, сборке или разборке.

Однако основные изменения, вносимые в Закон о таможенном тарифе, сосредоточены, прежде всего, на описании принципов и методов определения таможенной стоимости товаров.

Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами

Как и ранее, первоосновой таможенной стоимости товаров является стоимость сделки, то есть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию.

Только теперь к этой цене дополнительно должны быть начислены:

1) произведенные покупателем, но не включенные в уплаченную цену расходы:

- на выплату вознаграждения стороннему агенту или посреднику;

- на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

- на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и соответствующих работ;

2) стоимость товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно либо по сниженной цене для использования в связи с производством и последующей продажей в РФ самих оцениваемых товаров, в размере, опять же не включенном в цену, но которая была фактически уплачена. К указанным товарам и услугам относятся:

- сырье, материалы и комплектующие, являющиеся составной частью ввозимых товаров;

- инструменты, штампы, формы и т.п. предметы;

- материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;

- необходимые для производства оцениваемых товаров работы по проектированию, дизайну, художественному оформлению, конструкторские работы, чертежи и эскизы, выполненные в любой стране, за исключением РФ;

3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в РФ), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров;

4) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

5) расходы по транспортировке товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ;

6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их транспортировкой;

7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров. Следует иметь в виду, что указанные дополнительные начисления могут производиться только на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений, причем с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. Соответственно, при их отсутствии определение таможенной стоимости товаров путем применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.

Обязательные условия, при которых таможенной стоимостью товаров будет являться стоимость сделки:

1) в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами не существует законодательных и географических ограничений, а также ограничений, существенно не влияющих на стоимость товаров;

2) продажа товаров или их цена не зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;

3) любая часть дохода, полученного в результате последующих продажи товаров или иного их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением установленных случаев;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами. Следует иметь в виду, что факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. Иными словами, если указанная взаимосвязь не повлияла на цену товара, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. Однако, в случае обнаружения признаков того, что данная взаимосвязь оказала влияние на стоимость сделки, таможенный орган должен сообщить об этом декларанту, который имеет право доказывать обратное. Следует иметь в виду, что указанные условия являются обязательными как при применении метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, так и методов по стоимости сделки с идентичными или однородными товарами.

Метод по стоимости сделки с идентичными товарами.
Метод по стоимости сделки с однородными товарами

Если таможенная стоимость не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, то в таком случае последовательно применяются метод по стоимости сделки с идентичными товарами и метод по стоимости сделки с однородными товарами.

В первом случае для определения таможенной стоимости используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и в том же количестве, что и оцениваемые товары. Изменениями установлено, что если таких продаж не выявлено, то используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах, то есть при условии проведения соответствующей корректировки, учитывающей данные обстоятельства. Корректировка проводится на основе сведений, подтверждающих ее обоснованность и точность, причем независимо от того, приведет она к увеличению или уменьшению стоимости самой сделки. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с идентичными товарами для целей определения таможенной стоимости товаров не используется. Если не удалось определить стоимость сделки с идентичными товарами, используется метод по стоимости сделки с однородными товарами, при этом процедура его применения идентична предыдущему методу.

Метод вычитания и Метод сложения

Если таможенная стоимость товаров не была последовательно установлена всеми перечисленными выше методами, то в таком случае последовательно применяются метод вычитания и метод сложения, при этом декларанту предоставляется право выбрать очередность их применения. Суть метода вычитания состоит в том, что в качестве основы для определения таможенной стоимости принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых, идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими продажу на территории РФ в тот же период времени, когда оцениваемые товары были ввезены. При этом, из-за чего собственно и произошло название метода, из цены вычитаются суммы агентских вознаграждений, все надбавки, используемые для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов, затраты на транспортировку и страхование, суммы таможенных пошлин и всех причитающихся налогов и сборов, вплоть до местных. При этом следует иметь в виду, что предоставляемая декларантом информация о сумме прибыли, коммерческих и управленческих расходах должна быть сопоставима со сведениями, имеющими место при продажах в РФ товаров того же класса или вида. В противном случае таможенный орган будет определять сумму прибыли и расходов на основании имеющихся у него сведений.

Метод сложения, в свою очередь, характеризуется тем, что в качестве основы выступает расчетная стоимость товаров, которая определяется путем сложения расходов на производство ввозимых товаров, в том числе приобретение необходимых материалов, суммы прибыли и коммерческих управленческих расходов, а также расходов по транспортировке товаров, их погрузке, выгрузке и страхованию. Декларантам необходимо знать, что в общие расходы по изготовлению или приобретению материалов и расходы на производство ввозимых товаров должны быть включены расходы на тару и упаковку, а также на проектирование, дизайн, художественное оформление, чертежи, эскизы и т.д. Однако если работы производились на территории РФ и действительно были необходимы, то их стоимость включается только в размерах, оплаченных производителем. Суммы прибыли и необходимых расходов определяются на основе сведений, представленных или непосредственно производителем товаров или от его имени. Однако эти сведения должны соответствовать усредненным показателям, обычно получаемым при продажах товаров того же класса или вида, иначе расчет будет осуществляться на основе информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. Следует иметь в виду, что таможенные органы не вправе требовать от иностранного лица без их согласия представления документов, подтверждающих расчетную стоимость товаров. Соответственно и проверка представленных производителем сведений будет производиться таможенными органами в строгом соответствии с нормами международного права.

Резервный метод

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в результате последовательного применения всех указанных методов, то в этом случае применяется резервный метод, характеризующийся гибкостью подхода. Например, в одном случае, при определении таможенной стоимости за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в стране иной, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары, либо таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная по методу вычитания и сложения. В другом случае - допускается разумное отступление от установленного Законом о таможенном тарифе требования о том, что идентичные или однородные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, и т.д.

Между тем, новой редакцией Закона установлено, что при применении резервного метода ни в коем случае не могут быть использованы в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров:

- цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта;

- цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

- цена на внутреннем российском рынке на товары, произведенные в РФ;

- иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии с методом сложения;

- цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;

- произвольные или фиктивные стоимости и минимальные таможенные стоимости.

В заключение следует отметить, что внесенными изменениями признан утратившим силу раздел V "Определение страны происхождения товара" Закона от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе", так как с 1 января 2004 года эти вопросы регулируются параграфом 1 главы 6 Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

Консультант Плюс 30.11.05