21.10.21

Андрей Постников: «Себестоимость строительства складских объектов выросла на 30%, а ставки аренды лишь на 10%»

Андрей Постников, генеральный директор девелоперской компании «Ориентир», одного из крупнейших в России застройщиков складской инфраструктуры.

Сегодня на рынке складской недвижимости имеются колоссальные возможности роста для всех его участников, но они идут рука об руку с высокими рисками. С одной стороны спрос на логистические объекты в России продолжает расти, с другой, ситуация с ценами на строительные материалы угрожает отрасли критическим снижением рентабельности.

«В российском складском девелопменте сейчас сложилась ситуация, когда беспрецедентные перспективы для развития всей отрасли столкнулись с серьезными сдерживающими факторами. Рост e-commerce не сбавляет темпов, да и классический ритейл тоже все больше нацелен на онлайн-торговлю. Естественно, что для всего этого необходимы новые фулфилмент-центры. Спрос на рынке действительно колоссальный, но в то же время, с начала нынешнего года себестоимость объектов выросла в среднем на 30%, а ставки аренды лишь на 10%. С учетом низкой маржинальности сектора это превращает бизнес-процесс в своего рода хобби, когда мы думаем даже не о недостаточных доходах, а о том, как остаться в нуле. На данном этапе, я вижу только 2 пути: либо это приостановка строительства, либо ставки должны подняться дополнительно еще хотя бы на 10-15%», – заявил Постников.

Помимо экономических факторов генеральный директор также обращает внимание на кадровые проблемы всей строительной отрасли. По его словам это связано с рядом ограничений, которые были введены во время пандемии в прошлом году, из-за чего многие работники из соседних государств не имеют возможности легально приезжать на работу в Россию. К основным приоритетам ОРИЕНТИР относятся: 1) повышение эффективности процессов и снижение затрат; 2) привлечение новых форм финансирования BTS проектов и 3) повышение ставок аренды и стоимости продаж новых объектов, что позволит на долгосрочной основе ежегодно выдавать на рынок до 0.5 млн м² высококачественного продукта.