15.05.08

Грузопотокам назначили точки пересечения. В Татарстане построят два новых логистических центра

В начале июня Минэкономразвития России огласит результаты конкурса на создание особых экономических зон портового типа (ОЭЗП). От Татарстана поданы предложения по организации двух подобных территорий - в районе Свияжска и Набережных Челнов, где планируется создать крупные логистические центры. В то же время в правительстве республики отмечают, что проекты будут реализованы вне зависимости от решения федерального центра.

Напомним, что первичный отбор заявок на участие в конкурсе на право создания ОЭЗП состоялся в Минэкономразвития 6 мая. Из 20 поданных предложений от 16 регионов были отобраны 17. В число финалистов вошли и оба татарстанских проекта. Это Свияжский мультимодальный логистический центр с терминальным комплексом для международных контейнерных перевозок и узловой логистический центр близ Набережных Челнов.

Перспектива создания первого заявленного проекта обозначилась в начале 90-х годов в связи с предложением Европейской комиссии и получила свое развитие с помощью немецких и французских компаний, изучавших потенциал татарстанских территорий. Однако позже работа по Свияжскому логистическому центру была приостановлена. Теперь к нему вернулись: проблема оптимизации транспортных расходов год от года становится актуальнее. За последнее время их доля в стоимости товаров возросла с 3-6% до 14%.

Целью Свияжского проекта является обслуживание межрегиональных и международных грузопотоков по коридорам "Запад - Восток" и "Север - Юг". Предполагается, что межрегиональный мультимодальный логистический центр станет "якорной точкой" для развития бизнеса и увеличения транспортных потоков не только Татарстана, но и других регионов России. Проект обеспечит комплексный подход к развитию транспортной и товаропроводящей инфраструктуры, особенно в рамках строительства международного транспортного коридора "Западная Европа - Западный Китай", отмечают в Министерстве экономики РТ. Объем обработанных грузов на базе Свияжского мультимодального логистического центра составит около 5 млн. тонн в год. Проект включен в Федеральную целевую программу (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России на 2006-2010 годы", а также вошел в ФЦП "Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы". На прошлой неделе министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ильдус Фасхутдинов сообщил, что объем финансирования проекта составит порядка 10 млрд. рублей.

Фактически, пояснил вчера на брифинге журналистам министр экономики РТ Марат Сафиуллин, Татарстан предлагает реализовать два проекта: строительство самого порта и создание портовой экономической зоны. Последняя, по предварительным оценкам, потребует 23 млрд. рублей инвестиций. При одобрении проекта 3,9 млрд. рублей выделит федеральный центр, 4,1 млрд. рублей поступит из республиканского бюджета, 15 млрд. рублей должны вложить будущие резиденты ОЭЗП. Как сообщил Марат Сафиуллин, интерес к участию в проекте уже проявили Казанский вертолетный завод, "Татспиртпром", "Казаньоргсинтез", "Кулонстрой", КМПО, холдинговая компания "Ак Барс".

Второй татарстанский проект - узловой логистический центр у поселка Бетьки близ Набережных Челнов - носит большую индустриальную направленность.

Он вошел в разработанную Министерством экономики РТ Концепцию развития Камского экономического района (КЭР) и станет одним из приоритетных проектов по развитию его инженерно-транспортной инфраструктуры. К 2015 году КЭР должен формировать 40% валового регионального продукта, а организация грузопотоков остается "узким местом" на пути к поставленной цели. Удачной считается выбранная под строительство логистического центра площадка вблизи от аэропорта, железнодорожной станции Беклянь и существующего пока в проекте нового автомоста. Объем перевалки грузов в логистическом центре составит 10 млн. тонн в год. Оценочная стоимость проекта - 59-60 млрд. рублей. В случае одобрения проекта 14 млрд. рублей на его реализацию выделит федеральный центр, 15 млрд. рублей поступит из республиканского бюджета, 30 млрд. рублей составят частные инвестиции. Предполагается, что строительство начнется в 2010 году, в 2012-2013-м будет закончено. Резидентами ОЭЗП могут стать КАМАЗ, "Северсталь-авто", "Челны-нефтепродукт", "Нижнекамскнефтехим", ЕлАЗ, "Нижнекамскшина".

Сроки окупаемости проектов достигают 12-14 лет и оцениваются как "достаточно длительные". Впрочем, исходя из существующего дефицита на предлагаемые центрами услуги, проекты могут выйти на самоокупаемость и через 8-9 лет.

Марат Сафиуллин добавил, что проекты предусматривают строительство не только собственно терминалов (цементного, зернового, продуктов химии и нефтехимии), но и создание обслуживающих предприятий. Так, это могут быть заводы по ремонту и производству контейнеров, мелкосборочные производства.

Резиденты ОЭЗП получают все преференции, предусмотренные законодательством для участников особых экономических зон. Заместитель министра экономики РТ Инсаф Хайруллин уточнил, что, помимо льгот по налогу на имущество, земельному и транспортному налогу, а также налогу на прибыль, резиденты ОЭЗП обладают преференциями по таможенным платежам и уплате НДС.

Таким образом, в случае одобрения проектов ОЭЗП на федеральном уровне "количество особых экономических зон в Татарстане увеличится вдвое", подчеркнул Марат Сафиуллин. В то же время он отметил, что получение статуса портовых зон не является "критическим условием" реализации логистических проектов, которые будут созданы в любом случае. "Такой статус просто повысит их инвестиционную привлекательность", - считает министр.

Отметим, что на сегодняшний день в Татарстане действуют три крупных контейнерных терминала: Казанский, Набережночелнинский речные порты и промышленный речной порт "КАМАЗ".

Время и Деньги (Казань) ; 15.05.2008