24.08.09

Исследование импорта шин в Россию и экспорта шин из России в 2007, 2008 гг. и I полугодии 2009 г.

В августе 2009 года маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование «Импорт шин в Россию и экспорт шин из России в 2007, 2008 гг. и I полугодии 2009 г.».

В 2007 г. в Россию было поставлено (импортировано) 15 023 028 шин всех видов общей стоимостью $ 945, 93 млн. В 2008 г. совокупный импорт возрос до 19 923 033 шин на общую сумму $ 1379, 5 млн. За I полугодие 2009 г. импорт шин всех видов составил 5 434 917 шт. против 10 271 897 шт. за аналогичный период 2008 г. Таким образом, он уменьшился на 47, 1 %. В стоимостном выражении в последние полгода объем импорта также претерпел практически двукратное сокращение с $ 706, 6 млн. до $ 365, 0 млн.

Обращаем внимание, что оценки объема импорта шин в стоимостном выражении, полученные по данным ФТС, как правило, являются заниженными, поскольку компании-импортеры при декларировании продукции заявляют цену меньшую, чем реальная цена ввозимого товара. В натуральном выражении импорт легковых шин в Россию возрос с 13283828 шт. в 2007 г. до 17891312 шт. в 2008 г., объем импорта грузовых шин вырос с 1198835 до 1407616 шт. Объем импорта легковых шин в Россию в I полугодии 2009 г. в натуральном выражении сократился по отношению к аналогичному периоду предыдущего года на 46, 6% с 8, 95 млн шт. до 4, 78 млн шт. Отметим, что спад объемов импорта наблюдается абсолютно во всех группах шин! Импорт грузовых шин сократился на 57, 4 %, объем импорта шин для сельскохозяйственной техники снизился на 38, 8 %.

Общий объем экспорта шин сократился с 9321646 шт. в 2007 г. до 7782687 шт. в 2008 г. Хотя в стоимостном выражении отмечен рост с $ 636, 65 млн. до $ 695, 10 млн. Скорее всего это обусловлено возросшей средней ценой шины, заявленной в таможенных декларациях экспортеров. Снижение общегодового объема экспорта шин из России, по нашему мнению, произошло под влиянием мирового кризиса. В период с первого по третий квартал 2008 г. экспорт планомерно увеличился, что также наблюдалось в 2007 г. Обычно пик экспорта приходился на последний четвертый квартал года в независимости от категории шин. Так было и в 2007 г. В четвертом квартале 2008 г. объемы экспорта всех без исключения категорий шин резко сократился по отношению к предыдущему кварталу. Экспорт самой крупной по объему категории легковых шин сократился на 15, 5 %, экспорт грузовых шин снизился на 45, 1 %, сельхозшин на 54, 8 %. В 2007 г. объем экспорта последнего квартала превосходил объем предыдущего периода в независимости от категории. В четвертом квартале 2008 г. действие кризиса уже начало сказываться, кстати, не только на объеме экспорта, но также и на объемах производства шин в России.

В I полугодии 2009 г. объем экспорта шин всех видов составил 3259440 шт., что меньше чем в первую половину 2008 г. (3566469 шт.) на 8, 6 %. На 7, 1 % в натуральном выражении снизился экспорт легковых шин, экспорт грузовых шин снизился на 14, 9 %. Экспорт легкогрузовых шин возрос на 40 %. В стоимостном выражении совокупный экспорт шин также сократился с $ 302 млн. до $ 214, 4 млн. Экспорт легковых шин в стоимостном выражении снизился на 15, 6 %, грузовых – на 40 %. Отметим также, что, несмотря на возросший по итогам 2008 г. объем импорта шин всех видов, легковых, грузовых шин, а также шин, предназначенных для других категорий транспорта, в четвертом квартале прошлого года наблюдался значительный спад импорта. Если не кризис, то количество импортированных в Россию шин, было бы еще большим. DISCOVERY Research Group неоднократно отмечало тенденцию роста импорта, которая была сломлена в конце 2008 г. В пятерку компаний-производителей (без учета брэндов) в 2008 г., лидирующих по объему импорта легковых шин в натуральном выражении, вошли:

1. Continental (3002482 шин. в 2008 г.; 1860382 шин в 2007 г.).
2. Bridgestone (2025707 шин. в 2008 г.; 1629592 шин. в 2007 г.).
3. Michelin (1913332 шин. в 2008 г.; 1363793 шин. в 2007 г.).
4. Yokohama (1603235 шин. в 2008 г.; 1080301 шин. в 2007 г.).
5. Goodyear (1560990 шин. в 2008 г.; 1534183 шин. в 2007 г.).

В пятерку компаний-производителей (без учета брэндов) в 2008 г., лидирующих по объему импорта грузовых шин в натуральном выражении, вошли:

1. Michelin (416015 шин. в 2008 г.; 381054 шин. в 2007 г.).
2. Bridgestone (214520 шин. в 2008 г.; 195357 шин. в 2007 г.).
3. Goodyear (105995 шин. в 2008 г.; 110162 шин. в 2007 г.).
4. Aeolus Tyre (92432 шин. в 2008 г.; 92687 шин. в 2007 г.).
5. Hangzhou Zhongce Rubber (69899 шин. в 2008 г.; 11652 шин. в 2007 г.).

Среди ведущих мировых производителей спад объемов импорта шин всех видов в I полугодии 2009 г. по сравнению с I полугодием 2008 г. показали практически все: Pirelli - 93, 6%, Nokian - 91, 6%, Goodyear - 77, 4%, Michelin - 63, 2%, Continental - 62, 2%! К этому списку можно добавить компанию Росава, спад составил 75, 3%. Рост показали японские компании Yokohama - 59, 6%, Sumitomo - 10, 2%, Bridgestone - 8, 5% и Toyo - 3, 2%!

Подробные данные об импорте-экспорте шин в 2007, 2008 гг. и I полугодии 2009 г. смотрите в отчете «Импорт шин в Россию и экспорт шин из России в 2007, 2008 гг. и I полугодии 2009 г.».

Openmarket.ru; 24.08.09