03.06.05

Китайцы выходят к финской границе за счет создания МТК "Запад-Восток" Часть1

В Финляндии на Международном семинаре по проблемам железнодорожного транспорта продолжится обсуждение проекта создания международного транспортного коридора (МТК) "Запад - Восток". Инициатором семинара выступила финская сторона, которая надеется, что по этому коридору в Китай пойдет преимущественно финская целлюлозно-бумажная продукция.

Несмотря на всю перспективность проекта, для привлечения грузов на этот маршрут необходимо снизить железнодорожные тарифы и модернизировать инфраструктуру на некоторых участках Транссибирской магистрали.

Достичь договоренности по этим вопросам пока не удалось - представители Минтранса и ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) на семинар так и не явились. По всей видимости, российские железнодорожники считают, что без них в этом проекте все равно не обойтись. Однако, по мнению экспертов, если РЖД не будут активно работать над созданием МТК, частные компании уже в ближайшие два года могут перехватить у них инициативу.

Идее создания международного транспортного коридора "Запад - Восток", который свяжет через Транссиб Европу со странами АТР, уже более десяти лет. В 1994 г. Общеевропейская транспортная конференция обозначила его в числе девяти международных интермодальных коридоров, необходимых для развития глобальной транспортной интеграции. В 2000 г. декларация Международной евроазиатской конференции назвала его в числе четырех транспортных коридоров, являющихся приоритетными для связей европейских и азиатских стран.

В прошлом году была принята Транспортная стратегия РФ до 2010 г., в которой зафиксирован приоритет развития Транссиба и отмечена целесообразность привлечения на него международных грузопотоков. Однако до сих пор коридора как такового на данном направлении нет. Как стало известно, в Финляндии продолжится Международный семинар по проблемам железнодорожного транспорта, посвященный проекту создания транспортного коридора "Запад - Восток".

По данным, с инициативой проведения данного семинара выступила финская сторона. И это неудивительно. "Финны хотят стать "портовыми воротами" коридора Китай - Европа. Финляндия надеется, что по этому коридору пойдет в основном финская (преимущественно целлюлозно-бумажная) продукция в Китай", - сказал пресс-секретарь аудиторско-консультационной группы "Развитие бизнес-систем" (РБС) Дмитрий Шевченко.

Создание коридора может быть осуществлено несколькими способами. "Первый вариант предусматривает односторонние договорные отношения между финским и российским и российским и китайским операторами. При этом РЖД совмещают функции независимого оператора и собственника инфраструктуры, - отметил в своем выступлении на семинаре гендиректор РБС Игорь Пикан.

Второй вариант реализуется по той же схеме, но при этом если российский оператор является независимым, то он заключает с РЖД договоры на аренду подвижного состава и пользование магистральными сетями железных дорог. "Третий вариант - создание транспортной компании, осуществляющей весь комплекс работ по организации перевозочного процесса, - отметил глава РБС. - Это может быть совместное предприятие всех участников перевозочного процесса: VR Group (Финские железные дороги), РЖД и Министерства путей сообщения КНР". Предпосылки формирования МТК "Запад - Восток" понять не сложно.

"Во-первых, это прогнозируемый рост товарооборота между Европой и Азией до 1 трлн. долл. к 2010 г.", - отметил Игорь Пикан (в настоящее время ежегодный товарооборот между Европой и Азией составляет порядка 650 млрд. долл.). - Во-вторых, это возможность организовать эффективный по сравнению с морским сообщением грузовой транзит по территории России". Существенным преимуществом железных дорог является возможность двукратного сокращения времени следования грузов по сравнению с морским сообщением. "В-третьих, создаваемый транспортный коридор должен быть ориентирован преимущественно на контейнерные перевозки, - говорит глава РБС. - Темпы роста контейнерных перевозок ожидаются на уровне 7-10% ежегодно, что к 2010 г. увеличит долю контейнерных грузов до 70%".

РБК daily