07.12.17

Министр ЕЭК Татьяна Валовая и еврокомиссар Йоханнес Хан открыли дискуссию о необходимости сбалансированных отношений между ЕАЭС и ЕС

Постановка амбициозных целей будет способствовать сотрудничеству ЕАЭС и ЕС, уверена член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая. Об этом она заявила 5 декабря на 7-й конференции, проходящей в рамках так называемого Венского процесса. Организатором мероприятия выступил Международный центр передовых исследований и сравнительного анализа ЕС – Россия/СНГ (ICEUR). Тема мероприятия сформулирована как «В поисках новых сбалансированных отношений».

Министр ЕЭК Татьяна Валовая вместе с европейским комиссаром по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнесом Ханом представили взгляд на текущий уровень экономического сотрудничества, перспективы взаимодействия между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Европейским союзом (ЕС) как наиболее продвинутых по уровню экономической интеграции региональных объединений и развитие конструктивного диалога между странами и интеграционными союзами.

Татьяна Валовая выразила благодарность организаторам форума за расширение формата традиционной дискуссии, начатой еще в 2009 году. По мнению министра ЕЭК, переход от модели «Россия – ЕС» к модели «ЕАЭС – ЕС» отвечает современным реалиям и учитывает факт функционирования Евразийского экономического союза.

Комментируя ситуацию с отсутствием прямого взаимодействия между двумя союзами и их наднациональными органами – Евразийской экономической комиссией и Европейской комиссией, Татьяна Валовая подчеркнула, что ЕАЭС создавался, во многом основываясь на модели европейской экономической интеграции, и что в 1990-е годы ЕС активно поддерживал интеграционные устремления в Евразии. Это делает нелогичным нынешнюю достаточно осторожную и сдержанную позицию Брюсселя по отношению к ЕАЭС, который и явился результатом интеграционного строительства, инициированного более 20 лет назад. «Нам нельзя терять время и затягивать установление прямых контактов между союзами, – заметила министр ЕЭК. – Функционирование двух союзов – это факт и новая экономическая реальность».

Не согласившись с позицией своего коллеги из ЕС о том, что европейский бизнес смирился с ситуацией, сложившейся в торговле с ЕАЭС, Татьяна Валовая сослалась на мнение представителей европейских деловых кругов, работающих в ЕАЭС, которые неоднократно публично заявляли и продолжают заявлять о пагубном характере экономических санкций. «За последние годы товарооборот между ЕАЭС и ЕС сократился практически вдвое, и это касается не только торговли с Россией, – заявила представитель ЕЭК. – Более того, европейский бизнес обеспокоен тем фактом, что в 2016 году впервые в истории импорт ЕАЭС из региона АТЭС превысил импорт из ЕС, в текущем году такая динамика продолжается, и разрыв только увеличивается».

Как позитивный факт, способствующий созданию благоприятной экономической среды в регионе, Йоханнес Хан отметил заключение соглашений между ЕС и Республикой Казахстан, Республикой Армения. Они создают рамки для диалога и подтверждают возможность взаимодействия с государствами, являющимися членами Евразийского экономического союза.

Татьяна Валовая подтвердила открытость ЕЭК к диалогу и отметила, что с учетом исторически сложившихся торговых связей в регионе диалог между ЕАЭС и ЕС неизбежен. «Мы в ЕАЭС готовы продвинуться в диалоге с ЕС настолько, насколько к этому готовы наши европейские партнеры», – подчеркнула министр ЕЭК, заметив при этом, что на начальном этапе приоритетным могло бы стать практическое взаимодействие в таких сферах, как транспорт, логистика, реализация крупных инфраструктурных проектов, а также техническое регулирование и таможенное администрирование. Моделью сотрудничества ЕАЭС – ЕС могут стать отраслевые диалоги.

Активное участие в конференции до и после панельной дискуссии с министром ЕЭК и европейским комиссаром принимали представители деловых и экспертных кругов, что сделало обсуждение в рамках конференции сбалансированным и максимально объективным.

Евразийская экономическая комиссия