10.07.12

Мнение АК "Аэрофлот" касательно предоставления отчетности в таможенные органы в соответствии с приказом ФТС России от 01.03.12 №378

ОАО "Аэрофлот" - ведущий российский авиаперевозчик, имеющий в своем парке 105 воздушных судов (далее - ВС) иностранного производства и являющийся крупнейшим импортером запасных частей и оборудования, необходимых для их ремонта и (или) технического обслуживания.

Согласно положениям Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" авиационные двигатели, запасные части и оборудование, необходимые для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, освобождаются от ввозной таможенной пошлины.

ОАО "Аэрофлот" за пять месяцев 2012 года поместило под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами 5152 таможенных деклараций (7015 товаров) на двигатели, запасные части и оборудование, необходимых для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, находящихся в эксплуатации авиакомпании.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, считаются условно выпущенным.

Поскольку пунктом 7.1.15 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" установлены ограничения на использование и реализацию (продажу) авиационных двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и (или) технического обслуживания гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним, такие авиационные двигатели, запасные части и оборудование являются условно выпущенными.

Таможенный контроль за использованием условно выпущенных товаров после выпуска должен осуществляться в порядке, установленном главой 16 ТК ТС и главой 20 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Согласно пункту 13 статьи 177 Федерального закона лица, пользующиеся и (или) владеющие товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), свободной таможенной зоны, свободного склада или выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, после выпуска товаров, не реже одного раза в шесть месяцев или по требованию таможенного органа обязаны представлять отчетность о выполнении требований и условий применения указанных таможенных процедур, а также о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами.

Приказ ФТС России от 01.03.2012 № 378 "Об утверждении формы отчетности о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах и о совершенных таможенных операциях лица, пользующегося и (или) владеющего иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, а также порядка ее предоставления в таможенные органы" (далее - Приказ) вступает в силу 16 июня 2012 года.

Положениями данного Приказа предусмотрено представление таможенному органу, в том числе, таких сведений, как стоимость амортизации товаров или стоимость израсходованных в производстве товаров на дату представления отчетности и остаточная стоимость или стоимость неизрасходованных товаров согласно данным бухгалтерского учета. Учитывая, что в производственной деятельности ОАО "Аэрофлот" одновременно используется несколько тысяч единиц авиазапчастей, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза (ранее - Российской Федерации) с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, необходимость при подготовке Отчета каждые полгода производить переоценку указанных товаров повлечет за собой отвлечение от производственного процесса значительного количества людских и материальных ресурсов.

ОАО "Аэрофлот", являющееся непосредственным эксплуатантом воздушных судов, для которых ввозятся запасные части, не осуществляет коммерческую деятельность в части реализации или отчуждения запасных частей. Ремонт и техническое обслуживание парка гражданских пассажирских самолетов и (или) авиационных двигателей к ним производит в регионе деятельности Шереметьевской таможни.

В связи с большим объемом информации, предоставляемой во исполнение указанного выше Приказа, контроль со стороны таможенного органа в отношении условно выпущенных запасных частей и оборудования для ВС становится не эффективным и нецелесообразным, кроме того исполнение положений Приказа повлечет за собой увеличение численности сотрудников таможенного органа в обязанности которых входит контроль в отношении условно выпущенных запасных частей, а так же штатной численности подразделений авиакомпании, в компетенцию которых входит подготовка и предоставление отчетности.

На основании вышеизложенного, предлагаю вынести на обсуждение ведущих российских авиакомпаний и центров по техническому обслуживанию и ремонту самолетов иностранного производства проблему предоставления полугодовой отчетности в таможенные органы по форме, утвержденной Приказом.

В случае актуальности данного вопроса считаю необходимым направить советующие обращение Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта в ФТС России с предложением внести изменения в данный приказ и упростить (сократить) такую отчетность.

Авиатранспортное обозрение.