13.10.20

Новый склад — новый уклад: что не так с рынком складского хозяйства в Приморье?

Последнее десятилетие в России мощными темпами развивается логистика, важнейшим элементом системы которой является склад. Еще недавно на рынке складской недвижимости Приморья наиболее распространенными были обособленные помещения относительно небольшого размера, однако сегодня в связи с развитием рынка логистических услуг все чаще подобных помещений недостаточно для потребностей бизнеса: в крае стали появляться крупные складские комплексы, технологичные склады классов А и А+.

Вместе с тем в условиях нарастающей конкуренции в сфере складских услуг появляются новые способы и формы обслуживания клиентов, о которых рассказала заместитель генерального директора ООО «ПРК Восток», преподаватель кафедры международного маркетинга и торговли ВГУЭС, кандидат экономических наук Валерия Сокуренко.

– Валерия Андреевна, сегодня порядка 65% качественных складских комплексов сконцентрировано в центральных регионах России. Почему Приморье, Дальний Восток отстают, несмотря на свой статус форпоста в Азии и наличие многочисленных портов?

– Дело в том, что на Дальнем Востоке население сравнительно небольшое, а склады высокого класса А и А+, а также B и B+, предполагают высокий грузооборот, которого просто-напросто раньше не было, – местный бизнес вполне обходился складами попроще. К тому же важной составляющей является транспортная логистика, инфраструктура: в отличие от Москвы и МО, в нашем регионе есть сложности с транспортировкой грузов: большая часть грузоперевозок осуществляется посредством автотранспорта, что достаточно дорого и проблематично в силу качества и состояния дорог. Все это накладывает свой отпечаток на развитие логистической системы. И если раньше строить современные складские комплексы было экономически нецелесообразно, сегодня, когда Владивосток постепенно становится транзитным центром, появляется необходимость в модернизации складских помещений.

– В чем преимущества складов высокого класса?

– Во-первых, это повышение качества обработки грузов и сокращение количества брака при грузообработке. Во-вторых, высококлассные склады могут обрабатывать большее количество груза при меньших мощностях. И в-третьих, они идеально подходят для обработки транзитных грузов, что в нашем регионе очень актуально.

Склады классов D и C, например, совсем не подходят для таких целей. К тому же современные технологии, складская спецтехника, система управления складом – все это подразумевает компьютеризацию, которая на складах старого типа невозможна. И, конечно же, высокий класс – это репутация: если говорить о крупных брендах, которые стали заходить на наш рынок, то зачастую они требуют, чтобы при работе с их продукцией было оснащение такого уровня, как А и А+.

– Вы сказали, что раньше строить современные склады было экономически необоснованно. Как сейчас?

– Сегодня на приморском рынке складской инфраструктуры идет активное развитие, мы становимся неким «перевалочным пунктом» из Азии в Центральную Россию: грузооборот повышается, появляется необходимость в увеличении скорости и качества обработки грузов.

Следовательно, требования местного рынка к качеству складов вырастают. Однако на сегодняшний день пользователи столкнулись с проблемой грамотной организации работы склада – данный процесс оказался достаточно сложным и требует определенных знаний. Поэтому на рынке появляются компании, предлагающие услуги аутсорсинга, которые рассматривают сами склады как вид бизнеса. Раньше таких предложений от крупных логистических операторов на рынке почти не было – трудно было найти профессиональных сотрудников, способных выстроить систему складского хранения. Сегодня дан старт развитию комплексных предложений, и связано это, в первую очередь, со множеством нюансов складской логистики.

– С какими трудностями сталкивается бизнес при приобретении склада нового типа?

– По нашему опыту, самая частая проблема заключается в том, что владелец или руководитель бизнеса не полностью понимает, как выстраивается складское хозяйство, как работает складская логистика и что нужно приобрести конкретно под нужды данного склада.

Как ни странно, зачастую суперсовременное оборудование и спецтехника – это не всегда хорошо для клиента, поскольку влечет лишь неуместные финансовые затраты. Так, клиент видит на рынке машину нового образца – современную, функциональную и дорогую – и считает, что она-то точно ему подойдет. На деле оказывается, что это экономически невыгодное вложение, и он, как говорят, купив такую технику, будет «бульдозером в песочнице копаться».

Возникают и такие ситуации, когда клиент заказывает стеллажное оборудование у одного поставщика, спецтехнику – у другого. И когда все это поставляется на склад, приходит осознание – они несовместимы. Техника, например, подходит для обработки грузовой единицы, но не проходит между рядами. Или, казалось бы, все просчитали, техника между рядами проходит, но не может развернуться, так как радиус разворота не был учтен. Все складское хозяйство складывается из мелочей.

– Какие на вашем опыте были самые интересные случаи неучтения таких нюансов?

– Был случай с модернизированным складским комплексом, в котором предполагалась работа с объемным и тяжелым грузом. Соответственно, требовалась крупногабаритная спецтехника. Она прекрасно встроилась во внутрискладскую работу, но было большое но: погрузчик не мог выехать из склада на улицу – ворота были меньше машины.

Тогда, чтобы решить проблему клиента, наша компания совместно с заводом по производству складской спецтехники разработала съемную конструкцию, которая позволяла пройти машине через ворота. С тех пор у нас появилось такое предложение для клиентов, как разработка специальных комплектаций складской спецтехники по индивидуальному заказу.

– Можно ли разобраться во всех нюансах складского хозяйства самостоятельно?

– Однозначно нет. При приобретении склада лучше сразу обратиться к профессионалам. Или же вы к ним обратитесь, когда всплывет множество неучтенных тонкостей. Мы предпочитаем вести клиента с самой закладки склада и начинаем сотрудничать, когда он приходит к решению приобретения помещения.

Действительно, важно все рассчитать с самого начала. Нужно понимать, что необходимо обеспечивать заполнение склада по меньшей мере на 75%. В противном случае работа склада будет неэффективна. Как минимум возникнут большие потери за счет поддержания терморежима, ведь нагревать или охлаждать «пустой» воздух всегда энергозатратно. Кроме того, основа любого склада – это организация учета и движения товарно-материальных ценностей. Интеграция WMS-систем (систем управления складом), без которых работа на современном складе попросту невозможна, предполагает выстраивание определенных бизнес-процессов, а также повышает требования к навыкам и квалификации операторов любого уровня.

Мы изначально просчитываем наиболее подходящие размеры помещений внутри склада и их расположение, чтобы максимально увеличить эффективность использования полезной площади, подбираем подходящие генераторные установки для обеспечения бесперебойного питания. Далее, в зависимости от группы товаров и характеристик грузовых единиц, помогаем подобрать наиболее подходящую технику, что также имеет много нюансов.

К примеру, покупая трехтонный погрузчик, нельзя быть уверенным, что он поднимет 3 тонны на нужную высоту, – нужно учитывать габариты и центр тяжести груза. Многие тонкости знают только специалисты, и, чтобы грамотно выбрать спецтехнику, нужна помощь профессионала. В нашей компании этим занимаются профильные менеджеры. Поставив спецтехнику и обеспечив склад необходимым оборудованием, мы продолжаем сотрудничать с владельцем – предлагаем сервисное обслуживание спецтехники: у нас есть мобильные сервисные бригады, которые обслуживают технику на месте эксплуатации, а также ремонтные цеха, куда привозят технику в случае сложных поломок или капитального ремонта. При возникновении потребности мы поставляем дополнительное оборудование, доукомплектовываем склад.

Konkurent.ru