05.12.06

После вступления России в ВТО прогнозируют снижение пошлин на ввоз автомобилей на 10%, что повлияет на структуру спроса

С 2008 по 2015 год они будут снижены с 25 до 15%. Эксперты отмечают, что снижение пошлин приведет к изменению структуры спроса, что повлечет усиление конкуренции в нижнем ценовом сегменте. В результате доля АвтоВАЗа , если завод не изменит стратегию, будет сокращаться еще быстрее.

В течение семи лет после вступления в ВТО пошлины на ввоз новых легковых автомобилей будут снижены с 25 до 15%, сообщил заместитель директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития России Андрей Кушниренко. Снижение пошлин начнется с января 2008 года и закончится в конце 2015-го. При этом основное снижение придется на последние три года, добавил он. Первые четыре года ставки будут снижаться примерно на один с небольшим процент. А в 2012 году будет введена единая ставка 20%. Наиболее активно ставка импортной пошлины будет сокращаться в оставшиеся три года, и к 2015-му она дойдет до 15%. При этом пошлины на подержанные иномарки за этот период снизятся с 25 до 20%. По мнению Кушниренко, семилетний переходный период будет положительным для российских предприятий, для которых вступление в ВТО будет в принципе болезненным.

А директор по развитию Auto-dealer.ru Олег Дацкив считает, что снижение пошлин и вытекающее из него снижение цен на автомобили вряд ли серьезно подстегнут импорт. Сегодня рост продаж тормозится прежде всего логистическими трудностями и ограниченностью квот, выделенных для России автопроизводителями , пояснил эксперт.

Правда, по его мнению, в результате снижения пошлин изменится структура спроса. По словам директора по маркетингу дилерской компании Genser Ольги Михеевой, сегодня основная конкурентная борьба среди автопроизводителей происходит в ценовом сегменте $15 17 тысяч в Москве и $10 12 тысяч в регионах. А Олег Дацкив полагает, что теперь автомобили более дорогих категорий станут дешевле и массовый покупатель сможет позволить себе более сложные и дорогие автомобили.

Сегодня, как пояснил Олег Дацкив, к цене автомобиля при его ввозе в РФ добавляется около 55% его стоимости. Из них 25% составляет сама импортная пошлина, 18% НДС, а остальные 12% складываются из акцизного и других сборов. Введение единой ставки 20% в 2012 году позволяет установить прозрачные и единые правила игры , радуется эксперт. В результате снижения пошлины с 25 до 15% автомобиль, который сегодня можно купить за $15 тысяч, подешевеет до $13 тысяч. В результате снижения пошлин конкуренция в низшем ценовом сегменте станет еще более жесткой, считает Дацкив.

Таким образом, АвтоВАЗ продолжит терять свое основное конкурентное преимущество низкую цену, считает аналитик ИК Финам Владислав Кочетков. Конечно, за счет дилерской сети лояльности к брэнду в регионах, а также все еще более доступных цен АвтоВАЗ не потеряет весь рынок, но доля его заметно сократится, считает эксперт. Если АвтоВАЗ не изменит свою стратегию, можно ожидать снижения его рыночной доли на 2 3% в год . Стоит напомнить, что еще в 2003 году волжский автозавод занимал 63% российского рынка, в то время как по итогам 2006-го его доля упадет ниже 40%.

В ноябре 2006 года Россия завершила двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров с 56 членами ВТО и по доступу на рынки услуг с 27 членами ВТО. В результате переговоров было достигнуто соглашение, что ни одна пошлина не уменьшается с даты присоединения РФ к ВТО, а либерализация тарифов по отдельным позициям осуществляется в течение переходного периода от одного года до семи лет.

forINSURER.com; 05.12.06