14.08.12

Россельхознадзор информирует о порядке надзора за внешней торговлей в связи со вступлением РФ в ВТО

Россельхознадзор проинформировал компетентные органы третьих стран (экспортеров в Таможенный союз - ИФ), участников внешнеэкономической деятельности, сотрудников посольств России за рубежом и представителей зарубежных стран в РФ о схеме действий в связи со вступлением России в ВТО и вступлением в силу с 22 августа 2012 года изменений законодательства Таможенного союза.

Это сделано для того, чтобы "ни одно предприятие, которое ранее имело доступ на внутренний рынок России, не утратило его по причине вступления в силу новых норм права", подчеркивается в письме заместителя руководителя Россельхознадзора Николая Власова.

В соответствии с положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (утверждено решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года, N834), основным принципом, который страны Таможенного союза будут использовать для обеспечения безопасности при импорте после присоединения России к ВТО, станет проведение аудита зарубежной официальной системы надзора.

Однако особенность предстоящего сразу после завершения процесса присоединения периода состоит в том, что ни одна страна мира не прошла такой аудит, поясняет Н.Власов.

В настоящее время доступ производителям третьих стран на российский рынок предоставляется в основном на базе соответствующего реестра предприятий. Реестры сформированы на основе гарантий ветслужб стран-поставщиков или по результатам их проверок российскими ветспециалистами.

"В ходе переговоров по вступлению РФ в ВТО в Женеве мы договорились со странами-членами ВТО считать ведение такого реестра ветеринарной мерой, - отмечает Н.Власов. - Представители Евросоюза и США, а вслед за ними и другие страны - члены ВТО согласились, что для типов подконтрольных товаров, с импортом которых связана высокая и средняя степень риска, применение такой ветеринарной меры соответствует принципам ВТО". В то же время в отношении подконтрольных товаров, с импортом которых связана низкая степень риска, достичь такого понимания не удалось - и Россельхознадзор был вынужден согласиться с требованием представителей Евросоюза и США отказаться от применения этой ветеринарной меры по отношению к предприятиям - производителям подконтрольных товаров такого типа. Однако при этом подобные предприятия фактически утрачивают формальное основание для продолжения экспорта своих товаров после присоединения России к ВТО.

В связи с этим Россельхознадзор разработал схему для двух групп предприятий. В первую включены предприятия, которым ранее предоставлялся доступ для экспорта определенного типа подконтрольных товаров на внутренний рынок России с использованием реестра как ветеринарной меры. После завершения процесса присоединения РФ к ВТО эта мера также будет использоваться.

Во вторую группу включены предприятия, которым ранее предоставлялся доступ для экспорта определенного типа подконтрольных товаров на внутренний рынок России с использованием реестра как ветеринарной меры, но после завершения процесса присоединения эта ветеринарная мера в обязательном порядке применяться не будет.

Если страна-поставщик предложит повести аудит своей системы надзора, то для обеих групп предприятий до его завершения будет сохранена ныне действующая система предоставления доступа на российский рынок. Все предприятия, включенные реестр на 21 августа 2012 года, останутся в нем. После успешного завершения аудита ведение реестра в отношении предприятий первой группы сохраняется, второй - отменяется.

Если страна-поставщик не желает проведения аудита и предлагает дать ей право (подтвердить ранее имевшееся у нее право) предоставления гарантий в отношении отдельных предприятий первой и/или второй групп или просит продолжить практику совместной аттестации ее предприятий и Россельхознадзор с этим согласится, то это будет означать, что эта страна и Россельхознадзор по ее инициативе решили применять реестр в отношении предприятий обеих групп как ветеринарную меру, хотя этого и не требуется в обязательном порядке.

Если же Россельхознадзор с этими предложениями не согласится, то страна-поставщик, желающая продолжать экспорт в Россию, должна сделать выбор между одним из двух других альтернативных предложений.

"Это процедура будет действовать, пока большинство наших торговых партнеров не пройдет аудит, при этом мы и наши зарубежные партнеры понимаем, что аудит - это длительный процесс", - отмечает замруководителя Россельхознадзора.

Подчеркнув, что при разработке схемы российская сторона исходил из того, что присоединение России к ВТО должно способствовать развитию международной торговли, Н.Власов вместе с тем предупредил, что "пройти аудит могут пожелать столь много стран сразу, что Россельхознадзор окажется физически не в состоянии обеспечить его проведение в желательном темпе необходимыми человеческими и/или финансовыми ресурсами".

Интерфакс-Запад