14.02.13

Российские перевозчики успешно конкурируют с зарубежными на большинстве международных направлений

Российские международные автомобильные перевозчики стремятся идти в ногу со временем и достойно противостоять иностранным конкурентам. Ежегодно только налоговыми платежами они пополняют государственную казну на сумму, превышающую 8 миллиардов рублей. Тем не менее на этом рынке существуют серьезные проблемы и значительные трудности, с которыми перевозчики стараются справляться сообща.

7 февраля прошла традиционная ежегодная конференция «Международные автомобильные перевозки в ПФО», в которой приняли участие президент АСМАП Евгений Москвичев, генеральный директор АСМАП Андрей Курушин, руководитель департамента развития и персонала АСМАП Вадим Фильченков, руководитель филиала АСМАП по ПФО Евгений Крайнов, начальник Приволжского территориального управления Росграницы Сергей Корнеев, начальник Приволжского управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Николай Катаев, руководитель департамента по работе с предпринимательскими структурами ТПП Нижегородской области Владимир Хорошилов и начальник Приволжского таможенного управления ФТС России Вячеслав Голоскоков.

Послекризисная четырехлетка

«Наша цель одна — чтобы автомобильный перевозчик стал богаче», — заявил в своем выступлении Евгений Москвичев. По его словам, после кризиса 2008 года, когда существенно сократились объемы внешней торговли, производства и потребления внутри страны, произошло резкое снижение и грузопотоков в международном сообщении. Это нанесло по рынку автомобильных перевозок серьезный удар.
Благодаря образованию таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии был упразднен контроль на внутренних границах между тремя государствами, сократились простои транспорта на постах. Но перенос транспортного контроля с внутренних границ таможенного союза на внешние существенным образом снизил эффективность надзора за иностранными перевозчиками. Росдорнадзор был вынужден разработать новый программный комплекс транспортного контроля и расширить сеть контрольных пунктов. К 2012 году было принято решение об увеличении численности службы надзора на 1790 человек, в 2013-м произойдет дополнительное расширение штата на 850 человек. Все эти люди будут работать непосредственно на дороге.

В минувшем году в КоАП внесены изменения, увеличивающие штрафы для иностранных перевозчиков до 400 тысяч рублей. Однако, пока служба надзора не начнет выполнять свою работу в полном объеме, серьезные меры по-прежнему будут оставаться неэффективными.

В 2011 году международные автомобильные перевозки стали у нас одной из немногих отраслей, на которых, как отметил Евгений Москвичев, практически не отразилось вступление страны в ВТО. Благодаря разрешительной системе и межправительственным соглашениям удалось сохранить условия, ранее действовавшие на внутреннем рынке. С 2009 по 2012 годы объемы перевозок возросли на 37%, а докризисные показатели были достигнуты уже в конце 2010-го. Однако при этом доля российских перевозчиков на рынке осталась на уровне 2008 года, остановившись на отметке в 40%.

За последний год позиции российских перевозчиков упрочились на таких коммерчески успешных направлениях, как Финляндия, Италия, Германия и Китай. Важно, что существенно улучшилась их обеспеченность иностранными разрешениями: по инициативе ассоциации их за четыре года удалось получить около 500 тысяч. Дополнительный толчок развитию отрасли дали ограничения на использование на территории России разрешений ЕКМТ, снизившие на 30% количество груженых рейсов, выполняемых в Россию иностранцами, а также позволившие увеличить объемы перевозок в Германию, Италию, Нидерланды и Бельгию. Только благодаря этому в 2012 году российским перевозчикам удалось получить 80 миллионов евро дополнительных доходов. Аналогичные условия удалось сохранить и на 2013 год.

В минувшем году АСМАП подписала важные соглашения с рядом автокомпаний на поставки автомобильной техники для членов ассоциации по цене на 15–20% ниже рыночной. В целях снижения издержек перевозчиков в российское законодательство были внесены изменения, отменяющие налог на имущество в отношении транспортных средств, поставленных на учет после 1 января 2013 года. Были заморожены на четыре года тарифы на услуги по выдаче разрешений — при суммарной инфляции в 34% это позволило снизить расходы отрасли почти на 300 миллионов рублей.

Тем не менее основной статьей расходов автоперевозчиков были и есть затраты на топливо. АСМАП заключила соглашение с рядом топливных компаний на предоставление скидок при заправке на АЗС внутри страны для перевозчиков — членов ассоциации. В разработке находятся проекты по созданию единых топливных карт, еще более расширяющих возможности и сокращающих затраты.

«Объемы есть, их надо только умело брать»

«В Приволжском федеральном округе количество перевозчиков — членов АСМАП снизилось на 8%, но парк остался на прежнем уровне. При этом в России число автомобилей, имеющих карточки допуска на международные перевозки, втрое превышает парк членов ассоциации», — рассказал руководитель департамента развития и персонала АСМАП Вадим Фильченков.

Количество организаций, имеющих доступ к международным автомобильным перевозкам, в России на протяжении последних лет остается практически неизменным — около 7,5 тысячи, при этом более 80% из них (6,2 тысячи) обслуживаются в АСМАП на основании договоров. Число постоянных членов ассоциации за минувший год сократилось с 2179 до 2148. На 1,7 тысячи автомобилей уменьшился и суммарный парк транспортных средств, на которые получены карточки допуска, и сегодня он составляет 55,7 тысячи машин. Численность подвижного состава у перевозчиков — членов АСМАП выросла на 8% и составила на конец года около 36 тысяч единиц.

В 2012 году объем перевозок российского сектора увеличился на 8,1% и составил 33 миллиона тонн, сохранив соотношение один к четырем между импортом и экспортом. По-прежнему три четверти всего грузопотока направляется в Россию, а доля нашего транспорта в объемах экспортных перевозок не превышает 36%. «Отдавая экспортную грузовую базу, мы существенно снижаем эффективность работы подвижного состава за счет неизбежных порожних пробегов», — так прокомментировал ситуацию Вадим Фильченков.

На этом фоне перевозчики ПФО выглядят не лучшим образом. И хотя темпы увеличения объемов перевозок здесь существенно выше, чем по России в целом, — прибавка составила 21%, при этом в большей степени возросшая доля импорта (с 39 до 42%) только усилила дисбаланс. А активная работа на рынке округа паритетных иностранных конкурентов сократила и без того не «львиную» долю российских перевозчиков на рынке ПФО до 35,3%.

Лидером внутри округа по-прежнему остается Нижегородская область. Объем ее рынка составил 687 тысяч тонн, на втором месте — республика Татарстан (581 тысяча тонн), на третьем — Самарская область (377 тысяч тонн). Наибольшие темпы роста отмечены в Уфимской области, республике Башкортостан, Пензенской и Саратовской областях. Снижение наблюдается лишь в Ульяновской области. Основными направлениями работы перевозчиков ПФО остаются Германия и Финляндия. По мнению Фильченкова, «объемы есть, их надо только умело брать».

Таможня меняется — претензии остаются

В 2012 году осуществлена реорганизация таможенных органов — об этом доложил начальник службы организации таможенного контроля Приволжского таможенного управления ФТС России Сергей Жданович. Таможенные посты, а их в округе 48, вынесены за пределы областных и республиканских центров к местам основной концентрации товаропотоков. Но несмотря на то, что уже два года в таможенных органах применяется система менеджмента качества деятельности, которая должна обеспечивать оперативность, адекватность и результативность таможенного контроля, от перевозчиков по-прежнему звучат претензии к таможне. Даже электронная система предварительного декларирования грузов не защищает от простоев транспорта на контрольных пунктах. Недовольны перевозчики и местоположением нового поста в Опалихе, куда были переадресованы клиенты «газовского» таможенного терминала.

Начальник Приволжского таможенного управления ФТС России Вячеслав Голоскоков пояснил, что теперь пост при Горьковском автозаводе будет обслуживать исключительно транспорт, подвозящий грузы для нужд завода, в частности для совместных предприятий, созданных на его площадях. Он поддержал идею строительства нового крупного терминала на Игумновском шоссе, где могли бы также проходить обработка и промежуточное хранение грузов. В свете изменения логистических схем это может стать оптимальным решением и для перевозчиков, и для таможенных органов.

мнения

Евгений КРАЙНОВ, руководитель филиала АСМАП по ПФО:

— В соответствии с уставом мы ежегодно проводим региональное собрание членов АСМАП в Приволжском федеральном округе, на котором отчитываемся о ходе выполнения поставленных перед нами задач и определяем цели на будущий период. Тематическая конференция, которую мы провели 7 февраля в Нижнем Новгороде, позволила сконцентрировать внимание на вопросах, сформулированных самими перевозчиками.

Здесь выступили представители топливных компаний, предложившие интересные программы скидок. Топливо — это основная статья расходов у любого перевозчика, а тем более у международного. На сегодняшний день в себестоимости перевозок этот показатель превышает 30%.

Еще одна озвученная проблема — взаимоотношения с таможенными органами. Мы заинтересованы в том, чтобы простоев при таможенном контроле было как можно меньше. Кроме того, мы хотим, чтобы наши перевозчики не несли такого бремени налоговой нагрузки, которое испытывают сейчас. Пока перевозчики в скрытой форме находятся под двойным гнетом, выплачивая государству одновременно и транспортный налог, и постоянно растущие акцизы на топливо. В 2013 году пока сохранятся оба бремени, но мы продолжаем добиваться того, чтобы к 2014-му транспортный налог для коммерческого транспорта был полностью упразднен.

Важно и то, как привлечь к нашим отечественным перевозчикам грузы, которые вывозятся от нас на экспорт и ввозятся в округ. Не существует закона, чтобы грузы, предназначенные для России, перевозились только российскими компаниями, но надо договариваться.

Евгений МОСКВИЧЕВ, президент АСМАП:

— Сегодня удельный вес российских перевозчиков в экспорте и импорте составляет 40%. Мы считаем, что наши компании должны везти не менее 50. Это серьезные деньги, которые необходимо оставлять в России, а не отдавать за рубеж.

Основные проблемы перевозчиков сегодня связаны с таможенным контролем, низкой скоростью передвижения по территории России и высокими затратами на топливо. Решение далеко не всех вопросов к таможне зависит непосредственно от нее. Таможня максимально выполнила все от нее зависящее, в том числе перешла на электронное предварительное декларирование, услышала перевозчиков и в целом ряде других вопросов. Мы стараемся всячески помогать и будем стремиться к расширению узких мест на автомобильных пунктах пропуска. Но отчасти на скорость прохождения грузов влияет и транспортная инфраструктура. Проблема в отсутствии автомагистралей и дорог первой категории.

Наконец-то создан дорожный фонд, и снова появились деньги на содержание и ремонт дорог. В 2012 году почти в каждом субъекте федерации в 1,8 раза увеличилось финансирование по этой статье расходов. Через три-четыре года мы увидим магистрали, увидим дороги без ям и колдобин, а содержание их станет более качественным. Для того чтобы это стало возможным, мы на федеральном уровне принимаем закон, предписывающий заключать контракты на строительство, ремонт и содержание дорог не на год-два, а на весь их жизненный цикл, то есть на 12 лет.


Газета Биржа