07.12.18

Совет ЕЭК принял техрегламент ЕАЭС на алкоголь, утвердил требования по созданию в странах Союза трансграничного пространства доверия

5 декабря в Санкт-Петербурге состоялось заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) с участием вице-премьер-министров стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тиграна Саркисяна. Заседание прошло под председательством первого заместителя главы правительства Российской Федерации Антона Силуанова.

Члены Совета ЕЭК рассмотрели перспективы развития интеграционного объединения и совершенствования его нормативно-правовой базы. В повестку заседания были включены в том числе вопросы реализации цифровой повестки Союза, взаимодействия в сферах интеграции, торговли, технического регулирования, таможенного администрирования, промышленности, конкуренции и антимонопольного регулирования.

Совет ЕЭК принял технический регламент ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции».

Техрегламент устанавливает обязательные для применения и исполнения в странах ЕАЭС требования безопасности к алкоголю и процессам его производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также к маркировке, упаковке, процедуры оценки соответствия. Государства-члены будут обеспечивать обращение на своих территориях алкогольных товаров без предъявления дополнительных требований по отношению к содержащимся в техрегламенте, и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.

Документ определяет основные понятия, виды и наименования алкогольной продукции и ее идентификационные признаки. К ней отнесена пищевая продукция, изготовленная без использования или с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащая пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 0,5%.

В техрегламенте в качестве видов алкогольной продукции определены этиловый спирт, спиртные напитки, слабоалкогольные напитки, дистилляты, винодельческая, пивоваренная, медоваренная продукция, спиртосодержащая пищевая продукция. Также техрегламентом установлено, что понятие «слабоалкогольные» не допускается применять для алкогольных напитков с объемной долей этилового спирта 7% и более.

Документ устанавливает четкие показатели для идентификации пива и пивных напитков, разграничивая их по сырьевому составу, определяет верхние допуски по возможности замены солода зерном, применению сахаросодержащих продуктов в зерновом сырье, использованию фруктовых компонентов.

В соответствии с решением Совета ЕЭК техрегламент на алкоголь вступит в силу через два года после официального опубликования на информационном портале ЕЭК, что обеспечит плавный переход производителей алкогольных напитков на единые обязательные требования.

Совет ЕЭК утвердил требования к созданию, развитию и функционированию трансграничного пространства доверия (ТПД) и Положение о комиссии по проверке компонентов общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде на соответствие требованиям такого пространства. В состав комиссии войдут заместители руководителей уполномоченных органов и организаций (или начальников соответствующих самостоятельных подразделений либо их заместителей).

Трансграничное пространство доверия – совокупность правовых, организационных и технических условий, согласованных государствами-членами для обеспечения доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами между уполномоченными органами. Развитие трансграничного пространства доверия осуществляется в соответствии со стратегией и концепцией использования при межгосударственном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов.

Утвержден план мероприятий по развитию интегрированной информационной системы Союза на 2019–2020 годы. Уже сейчас она позволяет обеспечить выравнивание уровня развития информационных технологий в странах ЕАЭС за счет создания и использования единых технологий и инструментов при трансграничном электронном обмене данными. Создан интеграционный сегмент Комиссии, который является платформой для формирования и предоставления доступа к общим информационным ресурсам ЕЭК. Сформированы и ведутся 48 общих информационных ресурсов (цифровые реестры, перечни, справочники, классификаторы). Создана нормативно-правовая и технологическая основа для функционирования в ЕАЭС трансграничного пространства доверия. Произведена «оцифровка» более 50 общих процессов электронного обмена данными в рамках Союза.

Утвержденный план предусматривает развитие и обеспечение функционирования системы по реализации новых общих процессов, формирование единой системы нормативно-справочной информации Союза, развитие инфраструктуры трансграничного пространства доверия, разработку специализированных средств криптографической защиты информации.

С 2019 года возможности интегрированной системы будут использоваться для проектов по выполнению основных направлений цифровой повестки Союза, в том числе за счет разработки технических решений и инструментов для использования сервисов системы при формировании цифровых платформ.

Принята Концепция создания условий для цифровой трансформации промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС и цифровой трансформации промышленности стран Союза.

Концепция предлагает механизмы по решению ряда системных проблем, таких как недостаточная вовлеченность в глобальную инновационную систему и систему международного разделения труда, недостаток финансовых ресурсов для цифровой трансформации на предприятиях, а также кросс-отраслевых связей при реализации цифровых проектов.

Документ предлагает решить две важные задачи. На наднациональном уровне – провести цифровизацию промышленного сотрудничества в рамках Союза путем создания евразийской цифровой платформы. На национальном уровне – решить вопрос цифровизации промышленности стран ЕАЭС.

Цифровая платформа предусматривает формирование комплексной системы, охватывающей вопросы кооперации и субконтрактации, трансфер технологий и ряд других направлений.

Совет ЕЭК одобрил проект Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС. Документ будет направлен в страны Союза для проведения внутригосударственных процедур, необходимых для его подписания.

Соглашение определяет порядок функционирования механизма прослеживаемости. В основе механизма лежит документальный учет товаров путем создания в каждой из стран Союза информационной системы, которая будет аккумулировать необходимые для прослеживаемости сведения из товаросопроводительных документов.

Совет ЕЭК одобрил внесение изменений в Договор о ЕАЭС по возможности зачета авансовых платежей в счет уплаты ввозных таможенных пошлин, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Сейчас Договором о Союзе предусмотрена уплата ввозной таможенной пошлины отдельно от иных видов таможенных платежей. Распределение сумм таможенных пошлин между государствами ЕАЭС производится сразу после такой уплаты.

Внесение изменений в Договор о Союзе позволит использовать для уплаты таможенных пошлин авансовые платежи – внести авансовый платеж один раз и по мере необходимости распределять его (засчитывать) в любые виды таможенных платежей. Распределение сумм таможенных пошлин между государствами-членами будет производиться только после такого зачета. Это поможет минимизировать затраты участников внешнеэкономической деятельности, а также упростить таможенное администрирование.

Вступление в силу изменений планируется в 2019 году после проведения соответствующих внутригосударственных процедур.

Члены Совета ЕЭК подписали Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров (НМПТ) ЕАЭС.

Документ разработан в целях обеспечения правовой охраны товарных знаков Союза и НМПТ Союза. Он предоставит возможность заявителям подавать одну заявку на указанные объекты в любое из ведомств интеллектуальной собственности государств-членов и получать единый охранный документ, который будет действовать на территории всего Союза. Кроме того, в ЕАЭС будут созданы Единый реестр товарных знаков Союза и Единый реестр НМПТ Союза.

Документ упростит и ускорит процедуру регистрации товарных знаков, а также устранит избыточные административные барьеры.

Евразийская экономическая комиссия