Приказ ФТС РФ № 1516 от 2007-12-07 00:00:00

Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств

В целях усиления таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств, создания эффективного механизма таможенного контроля после вып)ска товаров и (или) транспортных средств, обеспечивающего сбалансированность мер по обеспечению экономической безопасности государства и содействию международной торговле, на основании главы 35 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2066, № 52 (ч. I), ст. 5038; 2004. № 27. ст. 2711. № 34, ст. 3533, № 46 (ч. I). ст. 4494; 2005, № 30 (ч. I). ст. 3101; 2006, № 1, ст. 15. № 3. ст. 280, № 8. ст. 854. № 52 (ч. II), ст. 5504; 2007. № 1 (ч. 1). ст. 29, № 24. ст. 2831, № 27, ст. 3213, № 31, ст. 4011) п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее - Концепция).
2. Начальникам структурных подразделений ФТС России применять положения Концепции при подготовке нормативных правовых актов ФТС России, а таюке при разработке предложений ло вопросам развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств.
3. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчинённых ФТС России, обеспечить ознакомление личного состава подчинённых таможенных органов с положениями Концепции.
4. Управлению таможенной инспекции (О.В. Грачёв) обеспечить разработку и утверждение аналитической программы ФТС России «Развитие таможенного контроля после выпуска» до 29 декабря 2007 года.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России И.А.Завражиова.

Руководитель
действительный государственны и советник таможенной службы Рощинской Федерации

А.Ю. Бельянинов

Приложение
к приказу ФТС России
отО7 декабря 2007 г. №-1516

Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств

I. Общие положения

Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее - Концепция) определяет цель, основные задачи и направления развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее - таможенного контроля после выпуска).
Концепция является основой для разработки программ и планов развития таможенного контроля после выпуска в Российской Федерации.
Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, а также на основе международных правовых актов в области таможенного дела.
Активная интеграция Российской Федерации в мировое сообщество и переход на международные нормы и стандарты приводят к необходимости формирования новых подходов к таможенному администрированию, которые позволят таможенным органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие экономические преобразования в соответствии с международной практикой и требованиями общества и государства.
Одной из основ совершенствования таможенного контроля и соблюдения баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства в современных условиях, является упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, и сокращение времени таможенного оформления при переносе акцента на таможенный контроль после выпуска.
В существующей в настоящее время системе таможенного контроля после выпуска имеются проблемные вопросы, препятствующие его дальнейшему развитию и обеспечению результативности:
- недостаточное методическое обеспечение таможенного контроля после выпуска;
- недостаточно регламентирована процедура контроля таможенной стоимости для целей таможенного контроля после выпуска;
- нссо1ласованиос1ь отдельных положений Таможенной) кодекса Российской Федерации с нормами других отраслей права, препятствующая проведению эффективного таможенного контроля, в том числе у лиц.
осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезёнными товарами на таможенной территории Российской Федерации.

II. Основные понятия и принципы таможенного контроля после выпуска

Таможенный контроль после выпуска - комплекс мер, осуществляемых после выпуска товаров, проводимых в целях проверки факта выпуска, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении.
Субъекты таможенного контроля после выпуска - таможенные органы Российской Федерации.
Объект таможенного контроля после выпуска - правоотношения, возникающие в сфере контроля за соблюдением таможенного законодательства после выпуска товаров и (или) транспортных средств.
Предмет таможенного контроля после выпуска - товары и (или) транспортные средства, перемещённые через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенный контроль после выпуска базируется на принципах законности, обьектнвности, независимости и выборочности.

III. Цель и основные задачи Концепции развития таможенного кон [роля госле выпуска

Целью Концепции является разработка эффективного механизма таможенного кон [роля после выпуска, обеспечивающего сбалансированность мер по обеспечению экономической безопасности государства и содействию международной торг овле.
Данный механизм должен соответствовать международным стандартам, основанным на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий.
Достижение цели Концепции обеспечивается путём решения следующих задач:
- законодательное и нормативное правовое обеспечение таможенного кон iроля после выпуска;
- обеспечение единообразного применения таможенного законодательства при таможенном контроле после выпуска;
- усиление контроля, проводимого таможенными органами, за соблюдением законода!ельс1ва и международных договоров Российской Федерации лицами, имеющими отношение к перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации,
-усиление ыможеииого контроля в отношении товаров, ввозимых на итоженную ieppmopino Российской Федерации, в том числе, направленного на выявление незаконно ввезённых товаров, находящихся в обращении на [аможенноп icppinopiiu Российской Федерации;
- создание условий, при которых незаконная деятельность по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и обращению ввезённых товаров на таможенной территории Российской Федерации была бы сопряжена с высокой степенью риска и станет экономически нецелесообразна.

IV. Основные направления развития таможенного контроля после выпуска

Развитие таможенного контроля после выпуска заключается в совершенствовании нормативного правового, в том числе законодательного регулирования.
Совершенствование действующих законодательных актов Российской Федерации предполагает:
- увеличение срока проверки достоверности сведений после выпуска товаров, с учётом международного опыта осуществления таможенного контроля после выпуска, а также по аналогии с налоговыми проверками, проводимыми в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
- законодательное закрепление возможности признания незаконно ввезёнными иностранных товаров, в отношении которых отсутствуют сведения, свидетельствующие об их выпуске товаров, либо установлена недостоверность этих сведений;
-расширение перечня лиц, у которых может проводиться специальная таможенная ревизия. Закрепление возможности проведения специальной таможенной ревизии у лиц, осуществляющих операции с товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, не ограничивая их лицами, осуществляющих оптовую или розничную тортовлю ввезёнными товарами.
Под нормативным правовым регулированием подразумевается комплексная разработка нормативных и иных правовых актов в части организации и проведения таможенного контроля у лиц, имеющих отношение к перемещению товаров через таможенную границу, и лиц, участвующих в обращении товаров, ввезённых на таможенную территорию Российской Федерации.
Основная стратегия нормативного правового регулирования заключается в формировании правовых предпосылок совершенствования механизмов таможенного контроля после выпуска, предусматривающего согласованные действия должностных лиц, осуществляющих выбор форм таможенного контроля и его проведение, обеспечивающего преемственность таможенного контроля.
Основой обеспечения данной стратегии является более тесное взаимодействие подразделений таможенной инспекции с другими подразделениями таможенных органов.
Таможенный контроль после выпуска осуществляется соответствующими структурными подразделениями таможенных ортанов по своему направлению деятельности.
Деятельность по таможенному контролю после выпуска должна координироваться одним подразделением таможенных органов, а именно таможенной инспекцией.
При проведении таможенного контроля после выпуска должны применяться методы аудита, заключающиеся в сопоставлении сведений, заявленных при таможенном оформлении с данными бухгалтерского учёта и отчётности и коммерческой документации.
Завершающей формой таможенного контроля должна являться таможенная ревизия.
В целях обеспечения единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации при таможенном контроле после выпуска необходима разработка методик, направленных на повышение эффективности таможенного контроля после выпуска.
Важным направлением развития таможенного контроля после выпуска товаров является совершенствование оценки эффективности мер, применяемых при таможенном контроле после выпуска, предусматривающее использование показателей правоохранительной деятельности.
Для успешной реализации концептуальных задач необходимо:
- усилить системное взаимодействие таможенных органов с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами Российской Федерации, таможенными службами иностранных государств, позволяющее обеспечить сквозной контроль на всём пути перемещения и оборота товаров;
- разработать систему управления и контроля, позволяющую обеспечить проверку правильности, всесторонности, полноты и объективности решений, принимаемых при проведении таможенного контроля после выпуска, а также повысить персональную ответственность должностных лиц таможенных opianoB за принимаемые решения;
- создать единую систему планирования деятельности по таможенному кош ролю после выпуска, учитывающую трудозатраты, эффективное распределение ресурсов таможенных органов и прогнозирование результаюв;
-улучшить материально-техническую базу, обеспечивающую проведение 1аможенного контроля после выпуска, а также расширить спектр используемых информационных ресурсов;
- провести работу по кадровому обеспечению, в рамках которой особое внимание уделить качеству профессиональной подготовки кадров, совершенствованию их знаний и навыков, усилению служебной дисциплины.
Одним из ключевых аспектов совершенствования таможенного контроля после выпуска является развитие аналитической работы. Такая работа должна основываться на исследовании с применением методов анализа и обобщении информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов. Применение комплексного анализа позволит производить выбор объектов и предметов мможенното контроля после выпуска, устанавливать категории1 участников внешнеэкономической деятельности, выявлять лиц, в отношении которых таможенный контроль после выпуска невозможен.
Применение информационных технологии и авюмашзация деятельности позволят улучшить показатели эффективности рабогы таможенных органов Российской Федерации, создать комплексную систему yneia и аналит участников внешнеторговой деятельности, уменьшив субъективизм при принятии решении должностными лицами таможенных органов Российской Федерации. С помощью информационных технологий буде1 также осуществляться информационно-аналитическое обеспечение.

V. Реализация концепции

Планируется разработка Аналитической профаммы «Развито таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных среде i в», предусматривающей поэтапное проведение мероприятий, направленных на реализацию Концепции до 2010 года.
Реализация Концепции позволит создать благоприятные условия для увеличения товаропотоков через таможенную границу Российской Федерации, сократить время таможенного оформления без потери качества таможенного контроля и повысить собираемость таможенных платежей, а также позволит более эффективно осуществлять борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в области таможенного дела.

Начальник Управления таможенной инспекции
полковник таможенной службы
О.В.Грачёв