Приказ ГТК РФ № 750 от 2002-07-16 00:00:00

Об утверждении Положения о распределении компетенции по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок между таможенными органами различного уровня

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 31, ст.1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст.2397; 1996, № 1, ст.4; 1997, № 30, ст.3586; № 47, ст.5341; 1999, № 7, ст.879; 2002, № 22, ст.2026; Российская газета от 02.07.2002, № 118), Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР, 1992, № 45, ст.2542, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 1, ст.1, № 28, ст.3461; 2001, № 23, ст.2290, № 33 (часть I), ст.3432; 2002, № 1 (часть 1), ст.2), Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 года № 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст.4654), Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст.4141), Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (часть 1), ст.1), Федеральным законом "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (часть 1), ст.2), инструкциями Банка России и ГТК России от 13 октября 1999 года № 86-И и № 01-23/26541 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (зарегистрирована Минюстом России 18 ноября 1999 года, peг. № 1981) ("Вестник Банка России", 1999, № 70-71, № 83; 2001, № 72; 2002, № 20) и от 4 октября 2000 года № 91-И и № 01-11/28644 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" (зарегистрирована Минюстом России 27 октября 2000 года, peг. № 2431) ("Вестник Банка России", 2000, № 59), положением Банка России и ГТК России от 16 августа 2001 года № 148-П и № 01-11/22 (соответственно) "Об осуществлении таможенно-банковского валютного контроля за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра" (зарегистрировано Минюстом России 26 октября 2001 года, peг. № 2996) ("Вестник Банка России", 2001, № 65) и "Порядком оформления и учета паспортов бартерных сделок", утвержденного МВЭС России, ГТК России и Минфин России от 03.12.96 № 10-83/3225, № 01-23/21497 и № 01-14/197 (соответственно) (зарегистрирован Минюстом России 17 декабря 1996 года, peг. № 1213) ("Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", 1997, № 1) Приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о распределении компетенции по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок между таможенными органами различного уровня (далее - Положение).
2. Начальникам таможенных органов обеспечить осуществление работы по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в соответствии с Положением.
3. Управлению валютного контроля (А.В.Соболев) в двухмесячный срок разработать методические рекомендации о порядке осуществления таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок, направленные на формализацию и упрощение процедур таможенного оформления.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России В.В.Шпагину.

Председатель Комитета
генерал-полковник таможенной службы
М.В.Ванин

Приложение
к приказу ГТК РФ
от 16 июля 2002 г. № 750

Положение о распределении компетенции по валютному контролю и контролю за исполнением внешнеторговых бартерных сделок между таможенными органами различного уровня

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет компетенцию таможенных органов при осуществлении контроля валютных операций, связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров (за исключением перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной и иной коммерческой деятельности), и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок (далее - контроль), осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации*.

* При осуществлении валютного контроля в отношении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней таможенные органы руководствуются также другими нормативными правовыми актами, изданными в данной области.

1.2. Распределение компетенции при осуществлении контроля производится между:
- таможенным постом или отделом таможенного оформления и таможенного контроля при его наличии в структуре таможенного поста, акцизным таможенным постом или отделом таможенного оформления и таможенного контроля при его наличии в структуре акцизного таможенного поста, специализированным таможенным постом (далее - таможенный пост);
- таможней, таможней, непосредственно подчиненной ГТК России (далее - таможня);
- региональным таможенным управлением (РТУ);
- ГТК России.
1.3. Функции по осуществлению контроля:
- таможенного поста - реализуются сотрудниками, ответственными за осуществление соответствующего этапа таможенного оформления;
- таможни - реализуются отделом (отделением) валютного контроля**;

** Если данное подразделение в таможне не сформировано - отделами контроля таможенной стоимости и валютного контроля.

- регионального таможенного управления - реализуются отделом валютного контроля;
- ГТК России - реализуются Управлением валютного контроля.
1.4. Вышестоящий таможенный орган полномочен принимать решения по вопросам осуществления контроля, относящимся к компетенции нижестоящего таможенного органа.

2. Компетенция таможенного поста при осуществлении контроля

2.1. Принятие решения по вопросам контроля, осуществляемого при таможенном оформлении товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, при представлении полного комплекта надлежащим образом оформленных документов, необходимых для осуществления контроля, в том числе, в случае:
- перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации по внешнеэкономическим договорам, предусматривающим расчеты с использованием ценных бумаг (векселей, чеков) в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте (в том числе, в случае непредставления при таможенном оформлении копии векселя, являющегося средством платежа по внешнеэкономическому договору, если, исходя из условий (сроков) расчетов по такому договору, он еще не выдан/получен российским лицом), если таможенное оформление товаров производится с представлением ПС (ПСи, паспорта сделки слитков (ПСс)), в других случаях - при делегировании данных полномочий вышестоящим таможенным органом;
- заявления при таможенном оформлении товаров кода характера сделки, свидетельствующего об отсутствии расчетов между резидентом и нерезидентом непосредственно за перемещаемые товары:
по безвозмездным договорам - если сумма сделки не превышает в эквиваленте десять тысяч долларов США по курсу Банка России на день принятия товаров к таможенному оформлению, а при превышении данной суммы - в случае делегирования данных полномочий вышестоящим таможенным органом, по безвозмездным поставкам, осуществляемым в рамках возмездного договора, если стоимость поставки не превышает в эквиваленте десять тысяч долларов США по курсу Банка России на день принятия товаров к таможенному оформлению, а при превышении данной суммы - по конкретным особенностям перемещения товаров в случае делегирования данных полномочий вышестоящим таможенным органом;
- перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации по договорам, заключенным только между нерезидентами, а также по договорам, заключенным только между резидентами;
- перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации не в связи с исполнением договора. 2.2. Принятие решения по вопросам контроля, осуществляемого при таможенном оформлении товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, при выявлении в представленных документах несоответствий, не влияющих на порядок реализации технологий контроля, а именно в случае:
- отсутствия во внешнеэкономическом договоре сведений о форме расчетов при наличии этих сведений в паспорте сделки (ПС), паспорте импортной сделки (ПСи), паспорте бартерной сделки (ПСб);
- наличия во внешнеэкономическом договоре сведений о текущем валютном счете экспортера при указании в ПС транзитного валютного счета - в случае осуществления расчетов в иностранной валюте;
- в представленном при таможенном оформлении товаров ПС (ПСи, ПСб, ПСс):
отсутствуют реквизиты всех дополнений к внешнеэкономическому договору, при наличии в ПС (ПСи, ПСс) реквизитов (дата и номер) основного внешнеэкономического договора и последнего дополнения к нему, отсутствует запись в строке "Дата государственной регистрации", если он оформлен индивидуальным частным предпринимателем без образования юридического лица, сведения о стране грузополучателя товаров, указанные в графе "Код страны грузополучателя" ПС, не соответствуют коду, заявленному в ГТД, код поступления выручки (срока оплаты, срока встречной поставки), указанный в ПС, ПСи, ПСб, ПСс не соответствует срокам расчетов за товары в соответствии с условиями внешнеэкономического договора в связи с учетом при его определении условий поставки и платежей (время пересылки банковских документов, время транспортировки товаров и др.), если такой код соответствует срокам валютных операций (срокам получения встречных предоставлений), не требующим получения соответствующего разрешения, либо не превышающим сроков, указанных в таком разрешении;
- если ввоз и/или таможенное оформление ввозимых товаров в соответствии с таможенными режимами, на которые согласно нормативным документам ГТК России распространяются автоматизированные технологии контроля, основанные на применении паспортов сделок, производится по истечении установленных законодательством Российской Федерации сроков текущих валютных операций, исчисляемых со дня перевода денежных средств в оплату данных товаров (выпуска экспортированных товаров таможенными органами Российской Федерации, передачи иного встречного предоставления по внешнеторговым бартерным сделкам) при отсутствии соответствующего разрешения уполномоченного органа, при условии представления ПСи (ПСб);
- наличия в графе ПСи (ПСб) "Последняя дата" более ранней даты, чем дата начала таможенного оформления товаров в соответствии с таможенными режимами, на которые согласно нормативным документам ГТК России распространяются автоматизированные технологии контроля, основанные на применении паспортов сделок, если данное обстоятельство вызвано:
предварительным помещением товаров под иной таможенный режим либо нахождением его на складе временного хранения, нарушением иностранным лицом сроков поставки товаров (передачи встречного предоставления по внешнеторговой бартерной сделке) и не связано с изменением сведений, указанных в других графах ПСи (ПСб), допущенными неточностями в расчете последней даты при оформлении ПСи (ПСб) (без учета времени транспортировки товаров, хранения и т.п. операций, предшествующих основному таможенному оформлению);
- в других случаях, прямо определенных актами ГТК России.
При выявлении других несоответствий решение принимает в соответствии с компетенцией вышестоящий таможенный орган. 2.3. Принятие решения о корректировке фактурной стоимости товаров в ходе производства основного таможенного оформления этих товаров, а также после выпуска товаров, если такая корректировка вызвана ошибками технического характера (опечатками или неправильно произведенными арифметическими действиями).
2.4. Проведение по поручениям вышестоящих таможенных органов целевых проверок соблюдения российскими лицами законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле и нормативных правовых актов в области регулирования и контроля внешнеторговых бартерных сделок (далее - целевые проверки).
2.5. Проведение инициативных целевых проверок в отношении участников внешнеэкономической деятельности (далее - участников ВЭД), государственная регистрация которых осуществлена в зоне деятельности таможенного поста согласно установленному порядку, при наличии в структуре таможенного поста подразделения валютного контроля.

3. Компетенция таможни при осуществлении контроля

3.1. Принятие решения по вопросам контроля, осуществляемого при таможенном оформлении товаров, в случае:
- перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации по внешнеэкономическим договорам, предусматривающим расчеты с использованием ценных бумаг (векселей, чеков) в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте (в том числе, в случае непредставления при таможенном оформлении копии векселя, являющегося средством платежа по внешнеэкономическому договору, если, исходя из условий (сроков) расчетов по такому договору, он еще не выдан/получен российским лицом) - если таможенное оформление товаров производится в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России, без представления ПС (ПСи, ПСс);
- перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации по безвозмездным договорам, если сумма сделки превышает в эквиваленте десять тысяч долларов США по курсу Банка России на день принятия товаров к таможенному оформлению. В случае осуществления более одной поставки по вышеуказанному договору таможня после всестороннего анализа представленных документов и принятия решения о возможности таможенного оформления первой партии товаров по соответствующему договору вправе делегировать право принятия решения по данным вопросам нижестоящим таможенным органам с осуществлением последующего контроля принимаемых ими решений;
- осуществления безвозмездных поставок в рамках возмездного договора, если стоимость поставки превышает в эквиваленте десять тысяч долларов США по курсу Банка России на день принятия товаров к таможенному оформлению. По конкретным особенностям перемещения товаров право принятия решения по данному вопросу может быть делегировано таможней нижестоящим таможенным органам с осуществлением последующего контроля принимаемых ими решений.
3.2. Принятие решения о корректировке фактурной стоимости товаров в соответствии с установленным порядком.
3.3. Проведение целевых проверок по поручениям вышестоящих таможенных органов.
3.4. Проведение инициативных целевых проверок в отношении участников ВЭД, государственная регистрация которых осуществлена в зоне деятельности таможни согласно установленному порядку.
3.5. Принятие решения о проведении подразделениями валютного контроля таможенных постов, подчиненных таможне, целевых проверок в отношении участников ВЭД, государственная регистрация которых осуществлена в зоне деятельности таможни согласно установленному порядку, или организуемых по поручениям вышестоящих таможенных органов. Направление соответствующих поручений.
3.6. Принятие при проведении корректировки фактурной стоимости товаров, вывезенных с таможенной территории Российской Федерации, решения об обоснованности незачисления выручки от экспорта этих товаров либо неввоза встречных представлений по внешнеторговым бартерным сделкам в связи с недостачей экспортированных товаров.

4. Компетенция регионального таможенного управления при осуществлении контроля

4.1. Принятие решения по вопросам контроля, осуществляемого при таможенном оформлении товаров:
- вывозимых с таможенной территории Российской Федерации по договорам об инвестиционной деятельности;
- вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в качестве дивидендов.
В случае осуществления более одной поставки по вышеуказанным договорам РТУ после всестороннего анализа представленных документов и принятия решения о возможности таможенного оформления первой партии товаров по соответствующему договору вправе делегировать право принятия решений по данным вопросам нижестоящим таможенным органам с осуществлением последующего контроля принимаемых ими решений.
4.2. Проведение целевых проверок по поручениям ГТК России.
4.3. Проведение инициативных целевых проверок в отношении участников ВЭД, государственная регистрация которых осуществлена в зоне деятельности РТУ согласно установленному порядку.
4.4. Принятие решения о проведении подразделениями валютного контроля таможенных органов, подчиненных РТУ, целевых проверок в отношении участников ВЭД, государственная регистрация которых осуществлена в зоне деятельности РТУ согласно установленному порядку, или организуемых по поручениям ГТК России. Направление соответствующих поручений.
4.5. Принятие решения о продлении сроков проведения целевых проверок, проводимых подразделениями валютного контроля таможенных органов, подчиненных РТУ:
- до 2-х месяцев - при осуществлении контроля за поступлением выручки от экспорта товаров и ввозом иных встречных предоставлений;
- до 6 месяцев - при осуществлении контроля за ввозом товаров в счет произведенных платежей.
4.6. Определение компетенции таможенных постов, при наличии в их структуре подразделений валютного контроля, в части принятия ими решений, относящихся к компетенции таможни в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 настоящего Положения.

5. Компетенция ГТК России при осуществлении контроля

5.1. Принятие решения по вопросам осуществления контроля, не урегулированным нормативными правовыми актами по осуществлению контроля.
5.2. Принятие решения по вопросам контроля, осуществляемого при таможенном оформлении в случае:
- перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации по договорам, предусматривающим зачет встречных требований;
- представления при таможенном оформлении товаров ПС (ПСи, ПСб, ПСс), правильность оформления которого не может быть установлена таможенным органом, производящим таможенное оформление товаров;
- отсутствия в таможенном органе образца оттиска печати соответствующего уполномоченного банка (уполномоченного Минэкономразвития России), которой заверен представленный при таможенном оформлении товаров ПС (ПСи, ПСб, ПСс);
- невозможности установления при таможенном оформлении товаров соответствия условий расчетов по внешнеэкономическому договору соответствующему международному договору с участием Российской Федерации либо законодательству Российской Федерации;
- несоответствия формы векселя, используемого в качестве средства платежа по внешнеэкономическому договору, законодательству Российской Федерации.
5.3. Принятие решения о проведении целевых проверок таможенными органами, подчиненными ГТК России. Направление соответствующих поручений.
5.4. Проведение целевых проверок в порядке контроля деятельности таможенных органов, проводивших целевые проверки.
5.5. Принятие решения о продлении сроков проведения целевых проверок.

Начальник Управления валютного контроля
А.В.Соболев