Письмо ФТС РФ № 01-06/16201 от 2007-04-28 00:00:00

О направлении методических рекомендаций

В целях обеспечения единообразного подхода к применению частей 2, 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направляем для использования в работе Методические рекомендации по порядку приема, учета и рассмотрения поступающих в таможенные органы Российской Федерации материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Начальникам таможен обеспечить изучение прилагаемых методических рекомендаций и использование их в практической деятельности подчиненными должностными лицами.
Признать недействующим письмо ГТК России от 28 августа 2002 г. № 01-06/34816 «О направлении методических рекомендаций».

Заместитель руководителя генерал-
лейтенант таможенной службы И.А.Завражнов


Приложение
к письму ФТС России
от 28.04.2007 № №01-06/16201

Методические рекомендации по порядку приема, учета и рассмотрения поступающих в таможенные органы Российской Федерации материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по порядку приема, учета и рассмотрения поступающих в таможенные органы Российской Федерации материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании главы 28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) и определяют для таможенных органов Российской Федерации единый порядок приема, учета и рассмотрения поступающих в таможенные органы Российской Федерации материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (далее - информация об АП).
2. В Методических рекомендациях под административным правонарушением (далее - АП) понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России установлена административная ответственность, по которому должностные лица таможенных органов уполномочены составлять протокол об АП.
3. Основанием для учета поступающих в таможенные органы Российской Федерации материалов, сообщений, заявлений является наличие в них данных, содержащих реальную, конкретную и определенную информацию об обстоятельствах возможного АП (о месте, времени и способе его совершения).
4. Учету подлежат:
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события АП; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации (далее - СМИ), содержащие данные, указывающие на наличие события АП.
5. Принципами приема, учета и рассмотрения поступающей в таможенные органы информации об АП являются обязательность приема и учета, законность, своевременность и объективность рассмотрения.

II. Порядок приема и учета поступающих материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события АП

6. Информация об АП, поступившая в таможенный орган, регистрируется в соответствии с установленным порядком.
7. При обращении физических лиц с устным заявлением, содержащим данные, указывающие на наличие события АП, должностное лицо таможенного органа, получившее такую информацию, оформляет протокол заявления о совершении административного правонарушения (приложение № 1 к Методическим рекомендациям). Протокол подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление.
При обращении физических лиц с устным заявлением, содержащим данные, указывающие на наличие события АП, в таможенный орган в нерабочее время оформление протокола заявления о совершении АП осуществляется оперативно-дежурной службой таможенного органа.
8. Сбор и анализ сообщений, содержащих данные, указывающие на наличие события АП, опубликованных или распространенных в СМИ, осуществляется пресс-секретарем таможни либо иным уполномоченным должностным лицом таможенного органа, в зоне деятельности которого находится юридический адрес СМИ.
9. Поступившая в таможенный орган информация об АП после регистрации либо после ее выявления на одном из этапов работы с документами, а также информация об АП, принятая в соответствии с пунктами 7-8 настоящих Методических рекомендаций, незамедлительно докладывается должностным лицом таможенного органа, получившим информацию об АП, соответственно заместителю руководителя ФТС России, курирующего правоохранительную деятельность таможенных органов, начальнику оперативной таможни, заместителю начальника таможни по правоохранительной деятельности, заместителю начальника таможенного поста по правоохранительной работе (при отсутствии данной должности в структуре таможенного поста - начальнику таможенного поста) либо лицам, их замещающим, которые дают письменное поручение подразделению, в функции которого входит осуществление административных расследований, о рассмотрении информации об АП (далее -поручение) (приложение № 2 к Методическим рекомендациям).
В случае, если материалы, сообщения, заявления не содержат реальную, конкретную и определенную информацию об АП, они не подлежат учету и рассматриваются в порядке, установленном соответственно Временной инструкцией по делопроизводству в Федеральной таможенной службе, утвержденной приказом ФТС России от 1 августа 2005 г. № 700, Типовой инструкцией по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, утвержденной приказом ФТС России от 18 октября 2004 г. № 160.
10. Должностное лицо подразделения административных расследований (далее - ОАР), которому поручено рассмотрение, представляет для учета информацию об АП в структурное подразделение, указанное в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, а также своевременно представляет сотруднику, ответственному за учет информации об АП, ведение и хранение журнала учета материалов, сообщений, заявлений об административных правонарушениях (далее - журнал) и материалов рассмотрения (далее -ответственный сотрудник), данные, необходимые для заполнения журнала.
11. Учет поступившей информации об АП осуществляется:
в Федеральной таможенной службе — Управлением таможенных расследований и дознания (УТРД);
в оперативной таможне - учетно-регистрационным подразделением (далее - УРО) оперативной таможни;
в таможне - УРО таможни;
на таможенном посту - УРО таможенного поста.
При отсутствии в структуре таможенного органа УРО функции по регистрации и учету информации об АП осуществляются ОАР.
При отсутствии в структуре таможенного поста ОАР, регистрация, учет и рассмотрение информации об АП осуществляется таможней.
12. Ответственность за организацию учета и рассмотрения информации об АП в таможенных органах Российской Федерации возлагается соответственно на начальника УТРД, начальника оперативной таможни, заместителя начальника таможни по правоохранительной деятельности, заместителя начальника таможенного поста по правоохранительной работе (при отсутствии данной должности в структуре таможенного поста- начальника таможенного поста).
13. Информация об АП учитывается путем занесения данных в журнал и проставления учетного номера, даты учета на соответствующих носителях информации.

III. Сведения, подлежащие внесению в графы журнала

14. Заполнение граф журнала осуществляют в соответствии с формой, приведенной в приложении № 3 к Методическим рекомендациям.
15. В графе 1 указывают порядковый учетный номер, присвоенный поступившей в таможенный орган информации об АП.
Учетный номер состоит из следующих цифровых обозначений:
цифрового кода таможенного органа, в котором зарегистрирована информация об АП, поступившая в таможенный орган (по классификатору таможенных органов);
порядкового номера по журналу, начиная с 1-го в каждом году, с добавлением буквы - И;
четырех цифр обозначения текущего года. Например: «№ 10005000-225И/2007».
16. В графе 2 -дату поступления информации об АП в таможенный орган и входящий регистрационный номер, а также дату поручения о ее рассмотрении.
17. В графе 3 - краткие сведения о лице, предоставившем информацию об АЛ: фамилию, имя, отчество физического лица; наименование и адрес юридического лица.
18. В графе 4 - основные сведения, содержащиеся в материалах, сообщениях, заявлениях.
19. В графе 5 - должность и фамилию должностного лица таможенного органа, осуществляющего рассмотрение информации об АП.
20. В графе 6 - сведения о продлении сроков рассмотрения информации об АЛ: основания продления, должность и фамилию должностного лица таможенного органа, продлившего рассмотрение, до какого времени продлено рассмотрение.
21. В графе 7 - дату регистрации и порядковый регистрационный номер, присвоенный возбужденному делу об АЛ или уголовному делу, квалификация правонарушения по статье КоАП России или Уголовного кодекса Российской Федерации соответственно.
22. В графе 8 - дату вынесения определения об отказе в возбуждении дела об АП, номер пункта статьи 24.5 КоАП России.
23. В графе 9 - исходящий регистрационный номер сообщения об обнаружении признаков других правонарушений, не отнесенных к компетенции таможенных органов, с указанием кому конкретно оно направлено.

IV. Требования к оформлению, ведению и хранению журнала и материалов рассмотрения

24. Журнал ведется в УТРД, оперативной таможне, таможне, на таможенном посту (при наличии в его структуре подразделения административных расследований).
25. Журнал заводится с начала года, лицевая сторона его обложки оформляется согласно форме, приведенной в приложении № 4 к Методическим рекомендациям.
26. Листы журнала должны быть пронумерованы и прошнурованы. На узел шнуровки листов на последней странице делают наклейку с оттиском печати таможенного органа, при этом сверху должна быть сделана заверительная надпись (приложение № 5 к Методическим рекомендациям).
27. Все записи в журнале делают чернилами (пастой) синего, фиолетового или черного цвета.
28. В журнале не допускают подчисток, исправлений или удалений сделанных ранее записей при помощи корректирующих средств.
29. В случае необходимости сделанные ошибочно записи зачеркивают одной чертой так, чтобы ранее написанный текст четко читался. Новую запись делают в этой же графе. В графе «Примечание» сотрудник таможенного органа, ответственный за ведение журнала, делает соответствующую запись, например: «Исправлено в гр. 3 и гр. 5». Проставляет подпись, инициалы, фамилию, дату.
30. Если для учета информации в течение календарного года одного журнала недостаточно, заводят новый журнал, который является продолжением первого. При этом на обложке журналов проставляют номера томов (том 1, том 2 и т.д.).
31. По окончании года в журнале делается запись об общем количестве зарегистрированной информации.
32. Журналы и материалы рассмотрения информации об АП хранятся в подразделении таможенного органа, указанном в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, в течение трех лет, следующих за годом их учета, после чего уничтожаются по акту в соответствии с установленным порядком.
33. В случае возбуждения уголовного дела о контрабанде или иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также при направлении прокурору или органам предварительного следствия материалов, содержащих сведения о других преступлениях, с документов, являющихся доказательствами по делам об АП, снимаются копии в соответствии с порядком, установленным ФТС России.
34. На материалы, полученные в ходе рассмотрения, не приобщенные к делу об АП или уголовному делу, копии документов, снятые в соответствии с пунктом 33 настоящих Методических рекомендаций, составляются внутренние описи, они систематизируются, пронумеровываются, подшиваются, после чего сдаются на хранение ответственному сотруднику.
35. При этом обязательно оформление обложки дела (тома дела). На обложке дела (томе дела) указывают: наименование таможенного органа, учетный номер, наименование лица, в отношении которого проводилось рассмотрение информации об АП, номер тома, количество томов дела, дату поступления информации, дату принятия решения по ней, количество листов в деле (томе), срок хранения.
36. Условия хранения журнала и материалов должны обеспечивать их сохранность. Ознакомление должностных лиц таможенного органа, за исключением начальника таможенного органа или его заместителя по правоохранительной деятельности, с журналом и материалами должно производиться в присутствии ответственного сотрудника.
37. Журналы и материалы являются документами внутреннего пользования и не могут передаваться или выдаваться организациям, физическим или должностным лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

V. Порядок рассмотрения информации об АП

38. Если полученные материалы, сообщения, заявления содержат достаточные данные, указывающие на наличие события АП, должностное лицо таможенного органа, уполномоченное составлять протоколы об АП, возбуждает дело об АП.
39. Если для установления события АП необходимо провести мероприятия в рамках таможенного или валютного контроля (таможенную ревизию, классификацию товара в соответствии с ТН ВЭД России, корректировку таможенной стоимости и т.д.), соответствующая информация направляется начальнику таможенного органа либо его заместителю, курирующему определенное направление, для организации проведения таможенного или валютного контроля в установленном порядке. Результаты контроля направляются в ОАР незамедлительно для принятия решения в соответствии с КоАП России.
40. Направление в ОАР либо истребование из функциональных подразделений таможенного органа документов, составленных при проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, необходимых для установления события АП, осуществляется в порядке, установленном Типовой инструкцией по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, утвержденной приказом ФТС России от 18 октября 2004 г. № 160.
41. В ФТС России рассмотрение информации об АП осуществляет УТР Д.
42. Состав сотрудников, осуществляющих рассмотрение информации об АП, сроки рассмотрения устанавливает должностное лицо таможенного органа, назначившее рассмотрение, с учетом конкретных задач и характера поступившей информации.
43. Сроки рассмотрения не должны превышать сроков, установленных для рассмотрения обращений физических и юридических лиц, депутатов. Если рассмотрение проводится по поручению вышестоящего таможенного органа, вопрос о продлении сроков заблаговременно согласовывается с органом, назначившим его проведение.
44. Если информация об АП, опубликованная или распространенная в СМИ, содержит данные, указывающие на наличие события АП, имевшего место в зоне деятельности таможенного органа, отличного от приведенного в пункте 8 настоящих Методических рекомендаций, сотрудник, осуществляющий рассмотрение информации об АП, выполняет возможные действия по установлению наличия или отсутствия события АП и при необходимости направляет все материалы рассмотрения в соответствующий таможенный орган, где они подлежат учету и рассмотрению в соответствии с порядком, установленным настоящими Методическими рекомендациями.
Если сообщения, опубликованные или распространенные в СМИ, содержат данные, указывающие на наличие события АП, имевшего место в зоне деятельности нескольких:
таможен, располагающихся в зоне деятельности одной оперативной таможни, материалы рассмотрения направляются в соответствующую оперативную таможню;
оперативных таможен, материалы рассмотрения направляются в ФТС России.
45. Должностное лицо таможенного органа, проводившее рассмотрение, принимает следующие решения:
при обнаружении события АП возбуждает дело об АП; при установлении в ходе рассмотрения информации об АП обстоятельств, исключающих производство по делу об АП (ст. 24.5 КоАП России), выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
при наличии признаков контрабанды или иных преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов Российской Федерации, вопрос о возбуждении уголовного дела решается в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
при обнаружении других правонарушений, не отнесенных к компетенции таможенных органов, направляет соответствующую информацию и имеющиеся данные по подведомственности.

VI. Порядок вынесения определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении

46. При установлении в процессе рассмотрения информации об АП обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП России), должностное лицо, рассматривающее информацию об АП, выносит мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (далее - определение) по форме, приведенной в приложении № 6 к Методическим рекомендациям.
47. Определение подлежит согласованию с начальником подразделения, в функции которого входит осуществление административных расследований, и утверждению должностным лицом, назначившим проведение рассмотрения.
48. Определение вместе с материалами рассмотрения представляется для учета в структурное подразделение, указанное в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций.

VII. Контроль за законностью и обоснованностью принятых решений по результатам рассмотрения информации об АП

49. Контроль за законностью, обоснованностью и своевременностью принятых решений по результатам рассмотрения материалов, сообщений, заявлений, содержащих данные, указывающие на наличие события АП, осуществляет соответственно начальник УТРД, начальник оперативной таможни, заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности, заместитель начальника таможенного поста по правоохранительной работе (при отсутствии данной должности на таможенном посту - начальник таможенного поста).

Начальник Управления
таможенных расследований и дознания
полковник таможенной службы
А.П.Кизлык