Постановление ФАС СЗО № А56-19124/2006 от 2007-06-14 00:00:00

О кассационной жалобе Выборгской таможни на решение Арбитражного суда

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Бухарцева С.Н., Михайловской Е.А., при участии от Выборгской таможни Черемисиновой Л.Б. (доверенность от 09.01.2007 N 05-01/59), от открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" Антоненко Ж.В. (доверенность от 01.01.2007 N 207), рассмотрев 09.06.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2007 по делу N А56-19124/2006 (судья Ульянова М.Н.), УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Выборгской таможни (далее - таможня) от 17.03.2006, изложенного в уведомлении об отказе в применении упрощенного порядка декларирования, предусмотренного статьей 138 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в отношении товаров, вывозимых обществом с апреля 2006 года. Решением суда от 07.02.2007 заявление удовлетворено, оспариваемое решение таможни признано незаконным. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе таможня просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - положений статей 14, 127, 131, 137, 138 ТК РФ. По мнению подателя жалобы, при подаче временных деклараций товар не предъявлен к таможенному оформлению, не представлены перевозочные документы, подтверждающие сдачу товара транспортной организации, что препятствовало осуществлению таможенного контроля. Кроме того, применение упрощенного порядка декларирования в данном случае привело бы к потерям федерального бюджета.
В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения. В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель общества отклонил их. Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что 17.03.2006 ЗАО "Электроспецсервис" (таможенный брокер) от имени общества подало в таможню четыре временные таможенные декларации с целью оформления вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации товара (нефть сырая необработанная) в апреле 2006 года. К декларациям приложены документы согласно описи.
Таможня отказала обществу в применении упрощенного порядка декларирования, установленного статьей 138 ТК РФ, направив в адрес ЗАО "Электроспецсервис" соответствующее уведомление от 17.03.2006. В обоснование своего решения таможенный орган указал, что с 01.04.2006 действующая ставка вывозной таможенной пошлины на экспортируемый товар будет увеличена, что исключает применение в отношении данного товара упрощенного порядка декларирования, и предложил заявителю произвести декларирование товаров с представлением таможенной декларации на сформированную товарную партию. Отказ таможенного органа обоснован по праву ссылкой на пункт 2 статьи 137 ТК РФ. Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
Таможенные органы вправе требовать и проверять документы, необходимые для таможенного контроля, в том числе документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров (статьи 366, 367 ТК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 359 ТК РФ при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров, за исключением случаев, когда Кодексом установлены более короткие сроки.
В силу положений статей 123 - 125, 127, 129, 131, 132 ТК РФ законом предусмотрен общий порядок декларирования товаров и транспортных средств: установлены формы и сроки декларирования, соответствующие права и обязанности декларанта и таможенного органа, порядок принятия деклараций и перечень документов, необходимых для их таможенного оформления.
При вывозе российских товаров с таможенной территории Российской Федерации по желанию декларанта применяется упрощенный порядок декларирования в соответствии со статьями 135, 136 и 138 ТК РФ.
Упрощенный порядок декларирования российских товаров применяется, если это не препятствует осуществлению таможенного контроля и не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных Кодексом и иными правовыми актами Российской Федерации, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения таможенных режимов (пункты 1 и 2 статьи 137 ТК РФ).
Особый порядок декларирования товаров (периодическое временное декларирование) установлен положениями статьи 138 ТК РФ.
При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.
После убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную декларацию на все российские товары, вывезенные в определенный период времени.
Период времени, в течение которого предполагается вывозить российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации, определяется декларантом. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, этот период не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода.
Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации (пункты 1 - 4 статьи 138 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 138 ТК РФ при использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом этой декларации. Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 статьи 138 ТК РФ, доплата суммы вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в соответствии со статьей 355 Кодекса (пункт 6 статьи 138 ТК РФ).
Содержание приведенных нормативных положений означает наличие предусмотренных законом специальных правил, которые применяются ввиду особых качественных (потребительских) свойств отдельных российских товаров и, как следствие, в особых условиях совершения и таможенного оформления отдельных экспортных операций.
Специальные нормы права применяются с учетом их взаимодействия с общими правилами. При этом необходимо выяснить волю законодателя исходя из особенностей фактической стороны дела, а также общих и специальных задач и целей правового регулирования.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 319 ТК РФ при перемещении (вывозе) товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 150, 312 и пунктом 1 статьи 327 ТК РФ (при выпуске товаров до подачи таможенной декларации, при их перемещении трубопроводным транспортом, а также при незаконном перемещении товаров через таможенную границу).
В абзаце 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих при применении норм Таможенного кодекса Российской Федерации о периодическом временном декларировании российских товаров (кроме товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи)" указано, что при применении норм права, закрепленных в пунктах 1 и 2 статьи 137 ТК РФ и в пунктах 1, 3, 5, 6 статьи 138 ТК РФ судам следует учитывать, что в случае, если на момент подачи временной таможенной декларации опубликован нормативный правовой акт, не введенный в действие в соответствии со статьей 4 ТК РФ, которым установлены новые таможенные пошлины на период, в течение которого предполагается вывозить товары, применение периодического временного декларирования означало бы освобождение от полной уплаты таможенных платежей. В связи с этим в указанном случае упрощенный порядок декларирования российских товаров в виде периодического временного декларирования применен быть не может.
Приведенное толкование материального закона является официальным нормативным, а следовательно, обязательным для нижестоящих судов. Таким образом, экономическая и правовая перспективы таможенных правоотношений могут рассматриваться как значимые для рассмотрения спора, возникшего из конкретных правоотношений в период действия конкретных правовых норм, в связи с необходимостью соблюдения баланса частных и публичных интересов.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2006 N 142 "Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты сырые, полученные из битуминозных пород, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" устанавливает с 01.04.2006 более высокие ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Этот нормативный правовой акт официально опубликован 22.03.2006 в "Российской газете" N 57 и 27.03.2006 в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 13, ст. 1395.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации при вынесении оспариваемого решения таможня применила нормативный правовой акт, официально не опубликованный для всеобщего сведения, и, отказав в применении упрощенного порядка декларирования, установленного статьей 138 ТК РФ, нарушила права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности. Суд первой инстанции обоснованно указал на соответствующие обстоятельства. Выводы суда отвечают требованиям статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу требований статьи 131 ТК РФ при декларировании товаров декларант обязан представить основные документы, в том числе транспортные (перевозочные) документы.
Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 ТК РФ (пункт 2 статьи 132 ТК РФ).
При декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары (подпункт 2 пункта 2 статьи 127 ТК РФ).
Взаимодействие правил, закрепленных в статьях 131 - 132 ТК РФ, с правилами, регламентирующими порядок периодического временного декларирования российских товаров (статья 138 ТК РФ), означает признание не обязательным для декларанта требования представлять транспортные (перевозочные) документы при подаче временной ГТД. Такое требование может и должно быть исполнено им впоследствии при подаче полной ГТД. Кроме того, декларирование товаров (с учетом относительно длящейся перспективы совершения юридически значимых действий) не исключает предъявление декларируемых товаров после подачи временной таможенной декларации в целях должной реализации как мероприятий таможенного контроля (публичных интересов), так и экономических интересов декларанта. Иное толкование материального закона означало бы нивелирование целей и задач периодического временного декларирования российских товаров как процедуры, имеющей не только правовую сторону, но и четко выраженную экономическую основу (деловую целесообразность).
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого решения не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 102, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2007 по делу N А56-19124/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Взыскать с Выборгской таможни в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий
ПОДВАЛЬНЫЙ И.О.

Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.