О компетенции таможенных органов
В ответ на обращения Санкт-Петербургской таможни от 24.07.2008 N
19-31/11593 и Балтийской таможни от 28.07.2008 N 35-09/15385
относительно компетенции таможенных органов по совершению таможенных
операций в отношении товаров, на которые в установленном порядке
выдаются ПТС, ПШТС и ПСМ, служба федеральных таможенных доходов
доводит до сведения позицию правовой службы управления по указанному
вопросу.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О
введении паспортов транспортных средств" предусмотрено, что
таможенными органами паспорта выдаются на транспортные средства или
шасси, ввозимые на территорию РФ и оформленные ими после 1 июля 1997
года.
Пунктом 57 Положения, утвержденного приказом МВД России,
Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N
496/192/134 "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств
и паспортах шасси транспортных средств", предусмотрено, что паспорта
выдаются таможенными органами: после завершения таможенного оформления
ввозимых на территорию РФ транспортных средств и(или) шасси в
соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего
потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу
государства или перемещаемых через таможенную границу РФ физическими
лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с
осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением
случаев временного ввоза транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Таможенного кодекса РФ
таможенное оформление завершается совершением таможенных операций,
необходимых в соответствии с Таможенным кодексом РФ для применения к
товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный
режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный
режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления
и взимания таможенных платежей.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса РФ
таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и
транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в
соответствии с Таможенным кодексом РФ при таможенном оформлении
товаров и транспортных средств.
Пунктом 2 статьи 402 Таможенного кодекса РФ установлено, что
компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных
функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион
деятельности таможенных органов, определяются федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области
таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные
органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для
выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо
для совершения таможенных операций в отношении определенных видов
товаров.
Приказом ФТС России от 13.06.2007 N 721 "О компетенции таможенных
органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и
других определенных видов товаров" определена компетенция таможенных
органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и
других определенных видов товаров.
Согласно подпункту 8 пункта 2 приказа ФТС России от 13.06.2007 N
721 таможенные органы, не указанные в пункте 1 и приложении 5, не
обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении
товаров, на которые в соответствии с установленным порядком выдаются
паспорта транспортных средств.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, в частности,
Санкт-Петербургская и Балтийская таможни не имеют возможности
совершать таможенные операции, включая помещение под экономические
таможенные режимы, в отношении товаров, при выпуске в свободное
обращение которых предусматривается выдача ПТС, ввиду отсутствия
компетенции у указанных таможенных органов.
Согласно подпункту 9 пункта 2 приказа ФТС России от 13.06.2007 N
721 таможенные органы, расположенные в Москве и Московской области,
Санкт-Петербурге и Ленинградской области и не указанные в пункте 1 и
приложении 5, не обладают компетенцией по совершению таможенных
операций в отношении ввозимых на таможенную территорию РФ товаров, на
которые в соответствии с установленным порядком выдаются ПШТС и ПСМ,
за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 этого же приказа.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, в частности,
Санкт-Петербургская и Балтийская таможни не имеют возможности
совершать таможенные операции, включая помещение под экономические
таможенные режимы, в отношении товаров, при выпуске в свободное
обращение которых предусматривается выдача ПШТС и ПСМ, ввиду
отсутствия компетенции у указанных таможенных органов.
При обращении участников ВЭД о помещении товаров, на которые в
установленном порядке выдаются ПТС, ПШТС, ПСМ, под таможенные режимы,
в частности, экономические таможенные режимы, в указанные таможенные
органы, необходимо руководствоваться положениями Таможенного кодекса
РФ, регламентирующими вопросы декларирования товаров.
Дополнительно сообщаю, что, принимая во внимание разъяснения ФТС
России по применению положений приказа ФТС России от 13.06.2007 N 721,
доведенные до таможенных органов письмами ФТС России от 03.09.2007 N
01-18/32852 "О таможенном оформлении транспортных средств", от
12.05.2008 N 04-25/18618 "О таможенном оформлении временно ввозимых
строительных машин" и от 03.07.2008 N 05-11/26550 "О компетенции
таможенных органов в отношении транспортных средств", службой
федеральных таможенных доходов направлен повторный запрос в ФТС России
в целях подтверждения правомерности позиции, изложенной в настоящем
письме.
Заместитель начальника
Северо-Западного
таможенного управления -
начальник службы
федеральных таможенных доходов
полковник таможенной службы
Е.А.Румянцева