Письмо ФТС РФ № 01-06/2963 от 2006-01-31 00:00:00

О направлении Методических рекомендаций по порядку организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации

Направляем Вам для изучения и использования в практической деятельности Методические рекомендации по порядку организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации.

Приложение: на 11 л.

Заместитель руководителя генерал-
полковник таможенной службы
- Ю.Ф.Азаров

Приложение
к письму ФТС России

Федеральная таможенная служба

Методические рекомендации по порядку организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации

1. Общие положения

Методические рекомендации по порядку организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации (далее -Методические рекомендации) разработаны в целях единообразного подхода к организации и проведению служебной проверки в отношении сотрудников таможенных органов и государственных гражданских служащих (далее -должностные лица), а также повышения эффективности мер, направленных на предупреждение и профилактику нарушений служебной дисциплины (далее -проступка).
Служебная проверка в таможенных органах организуется и проводится в соответствии со статьей 59 Федерального закона от 27.07.2004 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пунктом 20 Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.11.1998 1396, приказом ГТК России от 03.12.1998 817 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации", распоряжением ГТК России от 04.09.2000 1032 "О совершенствовании порядка организации и проведения служебных проверок".
1. Служебная проверка - комплекс мероприятий, направленных на выявление факта, обстоятельств, причин нарушения служебной дисциплины и на установление должностных лиц, допустивших совершение проступка.
2. Служебная проверка (далее - проверка) проводится по решению.
начальника таможенного органа, руководителя организации, находящейся в ведении ФТС России (далее - начальник таможенного органа), или по письменному заявлению должностного лица.
. 3. В процессе проверки следует:
а) установить:
- обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления должностного лица о проведении служебной проверки;
- факт совершения проступка, время, место, обстоятельства его совершения;
-. должностных лиц, совершивших проступок, и лиц, причастных к его совершению;
- мотивы совершения проступка;
- меру ответственности должностных лиц, совершивших проступок;
- обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности должностных лиц, совершивших проступок;
- личные и деловые качества должностных лиц, совершивших проступок;
- причины и условия, которые способствовали совершению проступка;
- причинно-следственную связь между противоправным действием (бездействием) должностных лиц и наступившими последствиями, причиненными вредом (ущербом);
- характер и размер вреда (ущерба), причиненного в результате совершения проступка;
- отношение должностных лиц к проступку, ими совершенному;
б) подготовить предложения о мере дисциплинарной или иной ответственности должностных лиц, совершивших проступок;
в) разработать предложения по организации и проведению предупредительно-профилактических мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению проступка.
4. В ходе проверки осуществляется согласно порядку, определенному настоящими Методическими рекомендациями, гласный сбор и документальное оформление сведений о проступке.
5. Если в отношении должностного лица возбуждено уголовное дело, начальник таможенного органа организовывает по месту его службы проведение проверки:
6. Начальник таможенного органа использует материалы проверки, выводы и предложения по ее результатам в повседневной деятельности для укрепления служебной дисциплины и профилактики правонарушений.

II. Порядок организации и проведения служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации

7. Поводом для проведения проверки являются:
а) сведения о совершении проступка;
б) письменное заявление должностного лица;
в) информация, изложенная в представлении, сообщении (ориентировке) органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, другого государственного органа или его должностного лица, а также содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в письмах,'заявлениях юридических или физических лиц;
г) сведения о чрезвычайном происшествии - согласно перечню происшествий в таможенных органах Российской Федерации, утвержденному приказом ГТК России от 23.12.2003 1510 "О мерах, направленных на усиление борьбы с должностными преступлениями и дисциплинарными проступками";
д) в других случаях - по усмотрению начальника таможенного органа.
8. Начальник таможенного органа в течение трех рабочих дней со дня получения информации, послужившей поводом для назначения проверки, организовывает ее проведение.
Руководитель ФТС России назначает проведение проверки во всех таможенных органах, начальник регионального таможенного управления - в подчиненных таможенных органах.
9. Проверка завершается не позднее чем через один месяц со дня принятия решения начальником таможенного органа . о ее проведении. Начальник таможенного органа, назначивший проверку, контролирует своевременность и правильность ее проведения.
10. Результаты служебной проверки докладываются начальнику таможенного органа, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
11. Для проведения проверки создается комиссия во главе с председателем. Председателем комиссии назначается должностное лицо, обладающее профессиональными знаниями и опытом работы по вопросам проверки, способное в установленные сроки достоверно установить факт и обстоятельства совершения проступка, определить степень вины должностного лица, его совершившего, и выработать рекомендации по профилактике аналогичных нарушений.
Председатель комиссии при проведении проверки на основании приказа таможенного органа действует от имени его начальника и несет ответственность за всестороннее, объективное, полное и своевременное проведение проверки.
12. В состав комиссии по проведению проверки включаются представители подразделения кадров, юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного таможенного органа, если таковой имеется.
В зависимости от специфики проступка в состав комиссии включаются должностные лица других структурных подразделений таможенного органа.
13. Председатель комиссии может предварительно выполнять подготовительную работу, которая включает:
а) разработку плана проведения проверки;
б) изучение законодательных и нормативных правовых актов по вопросам, подлежащим выяснению в ходе проверки;
в) другие мероприятия в зависимости от конкретных обстоятельств совершения проступка.
14. Начальник таможенного органа в соответствии с действующим законодательством может временно, не более чем на один месяц, отстранить o должностное лицо, в отношении которого проводится проверка, от исполнения должностных обязанностей на период проведения проверки. Временное отстранение должностного лица оформляется приказом начальника таможенного органа, назначившего проверку.
Временное отстранение от исполнения должностных обязанностей должностного лица, входящего в номенклатуру вышестоящего таможенного органа или Минэкономразвития России, производится по письменному решению начальника этого таможенного органа или Министра экономического развития и торговли Российской Федерации.
Должностное лицо, временно отстраненное от исполнения должностных обязанностей, находится в распоряжении непосредственного начальника, если иное не оговорено в приказе о его временном отстранении от исполнения должностных обязанностей.
15. При временном отстранении должностного лица от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие его несанкционированный доступ к табельному боевому оружию, специальным средствам, служебным документам и материалам по занимаемой должности.
16. Проверка проводится на основании приказа таможенного органа, в котором указывается:
а) повод для назначения проверки согласно пункту 7 Методических рекомендаций;
б) сроки проведения проверки;
в) должность, фамилия, инициалы должностных лиц, проводящих проверку;
г) срок представления начальнику таможенного органа материалов проверки и заключения по ее результатам (далее - заключение).
17. В заключении указываются:
а) основание (приказ таможенного органа) и повод проведения проверки, должность, фамилия, инициалы членов комиссии, проводившей проверку; б)сроки проведения проверки;
в) факт, обстоятельства, время, место, условия совершения проступка;
г) сведения о должностных лицах, совершивших проступок (должность, фамилия, имя и отчество, год рождения, образование, период службы в таможенных органах, в том числе по занимаемой должности), и такие же сведения о других лицах, причастных к совершению проступка;
д) мотивы совершения должностными лицами проступка, мера их ответственности, нарушенные ими требования действующего законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Минэкономразвития России, правовых актов ФТС России и таможенного органа, должностных инструкций;
е) отношение должностных лиц к проступку, ими совершенному, согласно письменным объяснениям;
ж) правовая квалификация проступка должностного лица (сотрудника - в соответствии с требованиями Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" и Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации, государственного гражданского служащего - в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации");
з) характер и размеры вреда (ущерба), причиненного в результате совершения проступка, предложения о порядке его возмещения;
и) предложения о привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц, совершивших проступок;
к) предложения о проведении с должностными лицами таможенного органа необходимых предупредительно-профилактических мероприятий.
18. Заключение подписывают председатель и члены комиссии, руководитель подразделения кадров.
Утверждает заключение o начальник таможенного органа, назначивший проверку.
Указанное заключение является основанием для принятия согласно установленному законодательством порядку решения начальником таможенного органа о . привлечении к дисциплинарной, материальной или иной ответственности подчиненных должностных лиц.
19. Член комиссии при подписании заключения по результатам проверки в случае несогласия с выводами комиссии или с содержанием отдельных положений заключения излагает свое особое мнение в письменном виде, которое приобщает к заключению.
20. В компетенцию подразделений собственной безопасности таможенных органов входит проведение проверок по фактам:
а) преступного посягательства в отношении должностного лица таможенного органа (членов его семьи) при исполнении им должностных обязанностей;
б) возбуждения уголовного дела в отношении должностного лица таможенного органа;
в) нападения на таможенные объекты, а также попыток агентурного внедрения преступных сообществ или несанкционированного технического (электронного) проникновения в таможенный орган;
г) хищения (утраты) в таможенных органах боевого оружия, боеприпасов к ним или специальных средств, а также разглашения секретной или конфиденциальной информации, защита которой отнесена к компетенции Управления собственной безопасности и соответствующих подразделений в таможенных органах;
д) несоблюдения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении оперативно-разыскной деятельности должностными лицами подразделения собственной безопасности таможенного органа.
21. В состав комиссии для проведения проверки не привлекаются прямо или косвенно заинтересованные в ее результатах:
а) должностные лица, имеющие отношение к совершению проступка;
б) родственники должностных лиц, имеющих отношение к совершению проступка;
в) должностные лица, прямо подчиненные по службе должностному лицу, имеющему отношение к совершению проступка;
г) непосредственный начальник должностного лица, имеющего отношение к совершенно проступка.
12. Председатель комиссии (члены комиссии) при проведении проверки могут:
а) получать от должностных лиц в соответствии с требованиями действующего законодательства на имя начальника таможенного органа, назначившего проверку, письменные объяснения по существу проводимой проверки с указанием даты, времени и o' места их получения, должности, инициалов, фамилии председателя комиссии (члена комиссии) и проставлением его подписи. В случае отказа должностного лица от дачи письменного объяснения составляется акт (приложение 1 к Методическим рекомендациям), который подписывают председатель и члены комиссии;
б) знакомиться с соответствующими документами таможенного органа, приобщая их (заверенные копии) к материалам проверки (в сторонних организациях ознакомление с документами и снятие с них копий осуществляется при наличии разрешения их руководителя);
з) привлекать по согласованию с начальником таможенного органа должностных лиц и работников таможенного органа в качестве экспертов или для выполнения в пределах их компетенции разовых поручений в рамках проверки;
г) получать от других таможенных органов необходимую информацию с целью выяснения обстоятельств, имеющих отношение к проверке;
д) направлять согласно установленному порядку запрос относительно документов, имеющих отношение к проверке, в государственные органы, юридическим и физическим лицам;
е) получать по письменному запросу у начальника таможенного органа служебную характеристику должностного лица, имеющего отношение к совершению проступка, в установленные в запросе сроки;
ж) выезжать на место совершения проступка;
з) производить фотографирование, аудио - и видеозапись должностных лиц таможенных органов и других лиц, имеющих отношение к проступку, с их согласия;
и) временно изымать служебные документы или имущество таможенного органа.
23. Временное изъятие служебных документов или имущества производится на основании акта, составляемого в двух экземплярах. Первый экземпляр акта передается должностному лицу, ответственному за хранение служебных документов или имущества, с подписью в его получении, второй вместе с документами приобщается к материалам проверки. В акте указывают место хранения изъятого имущества и инициалы, фамилию должностного лица, которому оно передано на ответственное хранение.
24. Председатель комиссии при проведении проверки должен:
а) руководствоваться требованиями действующего законодательства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, правовыми актами ФТС России и таможенного органа, а также настоящими Методическими рекомендациями;
б) обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) ознакомить под подпись должностное лицо, в отношении которого проводится проверка, с приказом о проведении проверки, а также с требованиями ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" либо приказом ГТК России от 03.12.1998 817;
г) принимать все меры, необходимые для всестороннего, объективного и полного изучения и документального оформления сведений обо всех обстоятельствах проступка и о должностных лицах, причастных к его совершению;
д) рассматривать и приобщать к материалам проверки заявления и другие документы, относящиеся к проверке;
е) подготовить по итогам работы заключение и представить его вместе с материалами на подпись руководителю подразделения кадров и для утверждения начальнику таможенного органа в установленные сроки;
ж) составить в случае необходимости схему места совершения проступка, сфотографировать его, а также производить видеозапись;
з) обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов проверки, не разглашать их, а также соблюдать требования режима секретности;
и) разработать предложения о мере дисциплинарной, материальной и иной ответственности должностных лиц, совершивших проступок, и о мерах по предотвращению проступков;
к) составить справки об осмотре предметов и содержании изученных документов, которые не представляется возможным приобщить к материалам проверки;
л) ознакомить под подпись должностных лиц, совершивших проступок, с утвержденным начальником таможенного органа заключением.
В случае отказа этих должностных лиц от ознакомления с заключением или отказа поставить свою подпись на нем составляется акт (приложение 2 к Методическим рекомендациям), который подписывают председатель и члены комиссии.
м) подготовить по результатам проверки проект приказа совместно с уполномоченными на то должностными лицами подразделения кадров и юридического (правового) подразделения таможенного органа.
25. Уполномоченные должностные лица по подготовке проекта приказа по результатам проверки запрашивают от должностных лиц, допустивших проступок, после ознакомления их с заключением, письменное объяснение на имя начальника таможенного органа, назначившего служебную проверку. В случае отказа дать такие объяснения составляется соответствующий акт.
26. Должностное лицо, в отношении которого проводится проверка, может:
а) давать устное или письменное объяснение с изложением своего мнения по поводу проступка, приводить доказательства по существу своего объяснения;
б) требовать приобщения к материалам проверки представляемых им заявлений, ходатайств и иных документов;
в) подать заявление об отводе любого члена комиссии с указанием причин;
г) знакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам проверки в части, его касающейся, если это не противоречит требованиям соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;
д) обжаловать решения и действия (бездействие) должностных лиц, проводящих проверку, начальнику таможенного органа, назначившему проверку. 27. Начальник таможенного органа организовывает:
а) направление по окончании проверки в вышестоящий таможенный орган или Минэкономразвития России копии заключения и приказа по результатам проверки, проведенной в отношении должностных лиц номенклатуры назначения начальника этого органа или Министра экономического развития и торговли Российской Федерации;
б) доведение в установленные законодательством сроки до сведения должностных лиц, совершивших проступок, приказа по результатам проверки.
28. Копию приказа и заключения по результатам проверки приобщают к личному делу должностного лица, совершившего проступок.
29. Начальник таможенного органа обеспечивает условия для работы комиссии по проведению проверки, представление необходимой информации, а также своевременное информирование о ходе и результатах проверки начальника вышестоящего таможенного органа.
30. Если в ходе проверки или по ее результатам будет обнаружено, что должностное лицо совершило действия, указывающие на признаки преступления или административного правонарушения, начальник таможенного органа обеспечивает незамедлительную передачу полученных материалов в органы дознания или в органы предварительного следствия.
31. Материалы проверки направляются в органы прокуратуры и судебные органы по их запросу в обязательном порядке, в другие государственные органы -по решению начальника таможенного органа.
32. По завершении проверки председатель комиссии организовывает формирование дела с материалами проверки, которые включают:
а) документ (копию), содержащий сведения, послужившие поводом для назначения проверки;
б) копию приказа о проведении проверки;
в) объяснения должностных лиц, совершивших проступок, и других должностных лиц по вопросам проверки;
г) документы (подлинники или заверенные надлежащим образом копии), касающиеся проверки;
д) справочные материалы;
е) служебные характеристики должностных лиц, совершивших проступок;
ж) заключение;
з) копию приказа по результатам проведения проверки (если приказ издавался);
и) копию ответа лицу, заявление которого послужило поводом для назначения проверки;
к) другие документы, касающиеся фактов, установленных в ходе проверки.
Материалы проверки нумеруются, прошнуровываются, по ним составляется опись, которую подписывает председатель комиссии. Материалы проверки регистрируются согласно установленному порядку.
33. Материалы проверки хранятся в подразделениях кадров согласно установленному порядку.

Начальник Управления кадров
Ю.В. Генералов

Приложение 1
к Методическим рекомендациям
по порядку организации и проведения
служебной проверки в таможенных
органах Российской Федерации

________________________________________________________
(наименование таможенного органа)

200 Г.

АКТ______________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество)

составил настоящий акт о нижеследующем:__________________

_________________________________________________________

сегодня в _____________________________________________
(время) (место, в том числе номер служебного кабинета)

в присутствии ________________________________________
(должность, инициалы, фамилия)

________________________________________________________
(должность, инициалы, фамилия должностного лица, отказавшегося от дачи письменного объяснения по существу поставленных вопросов)

Свой отказ от письменных объяснений ____________________

________________________________________________________
(инициалы, фамилия)

мотивировал следующим: ________________________________
(в произвольной форме изложить причины отказа отдачи объяснений)

________________________________________________________

________________________________________________________

Содержание данного акта подтверждают следующие должностные лица:

_______________________________________________________
(должность) подпись, дата (инициалы, фамилия)

_______________________________________________________
(должность) подпись, дата (инициалы, фамилия)

_______________________________________________________

Настоящий акт составил

_______________________________________________________
(должность)

_______________________________________________________
подпись, дата

_______________________________________________________
(инициалы, фамилия)

Приложение 2
к Методическим рекомендациям
по порядку организации проведения
служебной проверки в таможенных органах
Российской Федерации

______________________________________________________
(наименование таможенного органа)

г. "__" 200_ г. АКТ___________________________________________________
(должность, фамилия, имя, отчество)

составил настоящий акт о нижеследующем:_______________

сегодня в_____________________________________________
(время) (место, в том числе номер служебного кабинета)

______________________________________________________

в присутствии ______________________________________
(должность, инициалы, фамилия)

______________________________________________________

______________________________________________________
(должность, инициалы, фамилия должностного лица, отказавшегося от ознакомления с заключением о результатах служебной проверки, приказом по результатам проверки и (или) от проставления своей подписи на нем)

______________________________________________________

Свой отказ от ознакомления с заключением (приказом) или от проставления своей подписи на нем__________________________________

______________________________________________________
(инициалы, фамилия)

мотивировал следующим: ______________________________
(в произвольной форме изложить причины отказа)

______________________________________________________
Содержание данного акта подтверждают следующие должностные лица:

______________________________________________________
(должность) подпись, дата (инициалы, фамилия)

______________________________________________________
(должность) подпись, дата (инициалы, фамилия)

Настоящий акт составил________________________________

______________________________________________________
(должность)

_____________________________________________________
подпись, дата

______________________________________________________
(инициалы, фамилия)