Письмо СЗТУ № 12-02-15/15516 от 2007-06-18 00:00:00

О направлении разъяснений по проблемным вопросам

В связи с устным обращением мирового судьи судебного участка № 11 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга С.Н.Хабаровой рассмотрена практика Санкт-Петербургской таможни по вопросам направления протоколов и материалов дел по ч.1 ст.20.25 КоАП России для рассмотрения мировому судье.
В соответствии с ч.3 ст.28.3 КоАП России протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.25 КоАП России, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП России.
Статьей 23 ГПК РФ определены категории дел, подсудных мировому судье. Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела (п.2 ст.23 ГПК РФ).
В соответствии с п.п.9 п.1 ст.3 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" мировой судья рассматривает в первой инстанции дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.
Дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 ст.23.1 КоАП России, в том числе и предусмотренных ст.20.25 КоАП России, подлежат рассмотрению судьями районных судов в том случае, если производство по этим делам осуществляется в форме административного расследования. В остальных случаях дела об административных правонарушениях, указанных в части 1 и 2 ст.23.1 КоАП России, рассматриваются согласно ч.3 ст.23.1 КоАП России мировыми судьями.
Согласно ч.1 ст.29.5 КоАП России дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность (Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП России выражается в неуплате наложенного административного штрафа в срок, установленный в ч.1 ст.32.2 КоАП России.
Следует иметь в виду, что в случае уплаты штрафа этот факт подтверждается копией платежного документа, выдаваемой лицу, внесшему или перечислившему соответствующую сумму в банк либо в иную кредитную организацию.
Место исполнения обязанности по уплате штрафа ни КоАП России, ни иные нормативно-правовые акты действующего законодательства не устанавливают. Однако, учитывая, что при оплате штрафа указываются данные о месте жительства физического лица, полагается, что лицо, на которое наложено административное взыскание в виде административного штрафа, выполняет данную обязанность по своему месту жительства (месту нахождения).
Таким образом, местом совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.25 КоАП России является место жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, т.е. территориальная подсудность определяется по общему правилу местом жительства (местом нахождения) лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
При этом местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ст.20 Гражданского кодекса РФ).
В случае, если место жительства (место нахождения) лица (иностранного гражданина, лица без гражданства), в отношении которого составлен протокол по ч.1 ст.20.25 КоАП России, за границей, правила территориальной подсудности не могут быть применены, в этом случае дело об административном правонарушении должно рассматриваться по месту нахождения органа, составившего протокол.

Заместитель начальника
Северо-Западного
таможенного управления -
начальник правовой службы
полковник таможенной службы
И.В.Петров

СОГЛАСОВАНО:
Начальник Северо-Западной
оперативной таможни
генерал-майор таможенной службы
С.В.Паддубский