Письмо ФТС РФ № 15-143/13911 от 2007-04-13 00:00:00

О применении Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ при рассмотрении жалоб на решения в сфере таможенного дела

В связи со вступлением в силу 02.11.2006 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), а также с поступающими вопросами относительно его применения при рассмотрении жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела сообщаем следующее.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона установленный им порядок рассмотрения обращений не распространяется на жалобы на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, которые подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 7 Таможенного кодекса Российской Федерации.
В части, не урегулированной Таможенным кодексом Российской Федерации, таможенными органами при организации работы с жалобами данной категории могут применяться следующие положения Федерального закона:
о рассмотрении жалобы с выездом на место (пункт 2 статьи 9);
о возможности рассмотрения жалобы с участием заявителя, если это необходимо в целях объективного и всестороннего рассмотрения жалобы (подпункт 1 пункта 1 статьи 10);
о возможности отказа в рассмотрении жалобы по существу, если в ней содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью или имуществу должностного лица таможенного органа или членов его семьи, если текст жалобы не подлежит прочтению, а также если в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства (пункты 3-5 статьи 11);
о переадресации жалобы на решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом, соответствующему органу, в компетенцию которого входит решение поставленных в жалобе вопросов, в случае отказа в рассмотрении жалобы по существу на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 52 Таможенного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 8);
о необходимости осуществления контроля за соблюдением порядка рассмотрения жалоб нижестоящими таможенными органами, анализа содержания поступающих жалоб и принятия мер по выявлению и устранению причин допускаемых нарушений (статья 14).
Положение статьи 7 Федерального закона, в соответствии с которым обращение, поступившее в государственный орган по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленным Федеральным законом, не применимо к жалобам в сфере таможенного дела по следующим основаниям.
Таможенным кодексом Российской Федерации, учитывая характер обращения (жалоба), специфику затрагиваемых вопросов (сфера таможенного дела) и возможные последствия (отмена решения, возврат денежных средств и др.), установлено специальное требование о подписании жалобы лицом, обратившимся с жалобой (пункт 1 статьи 50 Таможенного кодекса Российской Федерации). Подписанной считается жалоба, под текстом которой проставлена оригинальная собственноручная подпись лица, обратившегося с жалобой. Жалоба, поступившая по информационным системам общего пользования (факс, электронная почта), а также посредством телеграфной связи, считается поданной без соблюдения требований о ее подписании.
В рассмотрении такой жалобы должно быть отказано независимо от наличия ссылки в тексте жалобы на последующую досылку жалобы почтой. В случае поступления впоследствии данной жалобы, подписанной с соблюдением установленного порядка, жалоба принимается к рассмотрению по существу и срок ее рассмотрения исчисляется с момента поступления почтовой досылки.

Начальник Правового управления
подполковник таможенной службы
А.Б.Струков