О разъяснении применения норм части 1 статьи 16.3 КоАП РФ
Во исполнение п.п. 2.2.2 Решения расширенного выездного заседания коллегии Управления от 29.06.2005 "О предварительных итогах работы таможенных органов Управления в 1 полугодии 2005 года и основных задачах на 2 полугодие 2005 года" Управлением был проведен анализ практики отказа в возбуждении дел об административных правонарушениях по фактам представления санитарно-эпидемиологических заключений, подтверждающих проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, после выпуска товаров в свободное обращение, то есть предоставление документов для таможенного оформления, дата выдачи которых позднее, нежели дата выпуска товаров в свободное обращение.
В связи с изложенным, разъясняю.
В соответствии с п. 2 ст. 131 Таможенного кодекса Российской Федерации при декларировании товаров представляются следующие документы - "... разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" установлено, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 16 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.
В соответствии со статьей 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - это фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.
Исходя из вышеизложенного, непредставление документов подтверждающих проведение санитарно-эпидемиологического надзора, при декларировании товаров с последующим выпуском в свободное обращение, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Учитывая изложенное, прошу:
1. Принять к сведению и довести до личного состава под роспись данное разъяснение;
2. Обеспечить на практике возбуждение дел об административных правонарушениях, в случае выявления фактов непредставления разрешительных документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до выпуска товаров в свободное обращение;
3. О результатах проверочных мероприятий и принятых мерах доложить в Центральное таможенное управление в срок 25.10.2005.
Врио начальника Управления,
полковник таможенной службы
И.Ю.Костюченко