Письмо ФТС РФ № 01-11/64965 от 2011-12-29 00:00:00

О реализации главы 21 федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ

"Главой 21" Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) таможенным органам при проведении таможенного контроля предоставлены полномочия по задержанию товаров, не являющихся предметами совершения административных правонарушений или преступлений (далее - задержанные товары).
"Кодексом" установлены основания для задержания товаров ("статья 145" Кодекса), сроки хранения задержанных товаров ("статья 146" Кодекса), возврат задержанных товаров и документов на них ("статья 147" Кодекса), действия с задержанными товарами, сроки востребования которых истекли ("статья 148" Кодекса), а также порядок распоряжения суммами, вырученными от их реализации ("статья 149" Кодекса).
С указанными положениями корреспондируются нормы, закрепленные в "главе 21" ("статьи 189", "190" и "191") Федерального закона от 27 ноября 2011 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон).
Указанные положения "Кодекса" и "Закона" устанавливают внесудебный порядок реализации задержанных товаров, не востребованных владельцами в пределах срока их хранения, с целью перечисления в федеральный бюджет сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии со "статьей 190" Закона распоряжение задержанными товарами должно осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства.
Согласно "пункту 1" Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, государственную функцию по реализации имущества, обращенного в собственность государства, осуществляет Росимущество.
Однако в 2011 году Министерством экономического развития Российской Федерации, в ведении которого находится Росимущество, не были приняты меры по внесению в "постановление" Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 изменений, касающихся возложения на Росимущество полномочий по распоряжению задержанными товарами.
Таким образом, в настоящее время распоряжение задержанными товарами не представляется возможным в связи с отсутствием уполномоченного на это органа.
В случае задержания таможенными органами товаров по основаниям, установленным "статьей 145" Кодекса, отсутствие механизма их реализации повлечет осложнение ситуации на складах временного хранения по всей территории Российской Федерации в связи с их затовариванием, и, кроме того, потребует значительных расходов бюджетных средств для выплат, предусмотренных "частью 3 статьи 191" Закона.
В целях урегулирования указанных вопросов ФТС России проведена работа по переносу срока вступления в действие "статей 189", "190" и "частей 2" - "10 статьи 191" Закона, устанавливающих механизм задержания и распоряжения задержанными товарами, до 1 января 2013 года.
9 декабря 2011 г. в Российской газете опубликован Федеральный "закон" от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", "статья 24" которого вносит указанную поправку в "часть 3 статьи 325" Закона и вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования.
Учитывая, что "глава 21" Кодекса являет собой единый механизм внесудебного порядка работы таможенных органов с товарами, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений, применение отдельных статей "главы 21" Кодекса без последующей реализации иных статей данной главы и соотнесения их с нормами законодательства Российской Федерации может повлечь нарушение прав и законных интересов заинтересованных лиц, а также обращение их в судебные и (или) надзорные органы.
Соответственно, в отношении товаров, сроки хранения и (или) востребования которых истекли, уполномоченным структурным подразделением таможни необходимо после получения соответствующей информации от таможенного поста, в зоне деятельности которого находятся на хранении такие товары, формировать комплект документов и обращаться с заявлением в суд о признании имущества бесхозяйным на основании права, предоставленного таможенным органам "подпунктом "в" пункта 12 части 1 статьи 19" Закона.

Руководитель
действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов