Письмо ФТС РФ № 01-11/01606 от 2012-01-17 00:00:00

О таможенном декларировании профессионального оборудования иностранными СМИ

ФТС России в связи с поступающими обращениями в дополнение к ранее направленным письмам от 23.11.2011 "N 01-11/57169" "О таможенном декларировании профессионального оборудования СМИ" и от 13.12.2011 "N 01-11/61104" "О вопросах декларирования СМИ профессионального оборудования", а также с учетом признания утратившим силу "распоряжения" ГТК России от 22.03.2001 N 258-р ("приказ" ФТС России от 14.11.2011 N 2319) разъясняет порядок применения таможенного законодательства в отношении товаров, временно ввозимых/вывозимых иностранными корреспондентами и инкорпунктами.
В соответствии с "постановлением" Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1084 "О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. с принятием ряда приложений" Российская Федерация является участницей "Конвенции" о временном ввозе, заключенной в г. Стамбуле 26 июня 1990 г. (далее - Конвенция).
Согласно "пункту 1 статьи 4 Приложения B.2" "Приложение, касающееся профессионального оборудования" (далее - Приложение B.2) к Конвенции процедура временного ввоза оборудования для производства и передачи радио- и телерепортажей разрешается без предъявления таможенного документа (без предъявления декларации на товары) и установления гарантии.
Указанный порядок применяется с учетом требований, изложенных в "статье 3 Приложения B.2" к Конвенции.
Перечень организаций, в отношении которых может применяться указанный порядок, содержится на официальном сайте МИД России.
Вместо таможенного документа и гарантии на профессиональное оборудование СМИ достаточно представления пользователем права временного ввоза в таможенный орган, находящийся в месте ввоза, письменного обязательства об их вывозе (далее - Обязательство) и списка ввозимого оборудования ("пункт 2 статьи 4 Приложения B.2" к Конвенции). Письменное обязательство о вывозе и список оборудования предоставляются в произвольной форме. В обязательстве указывается предполагаемый срок обратного вывоза оборудования, подтверждается его использование только лицом, въезжающим на территорию временного ввоза или под его непосредственным контролем. Если в обязательстве содержится список временно ввозимого оборудования, то представление отдельного списка оборудования не требуется. В списке, при их наличии, указываются модель, марка, идентификационный номер на каждый товар, выступающий в качестве завершенного комплекта оборудования.
Срок временного ввоза профессионального оборудования на условиях "Приложения B.2" к Конвенции может составлять 12 месяцев. В случае возникновения необходимости продления указанного срока представляется новое обязательство с указанием нового срока временного ввоза в таможенный орган, в который изначально было представлено обязательство.
При вывозе (реэкспорте) таких товаров совершение таможенных операций производится также без представления таможенного документа (без оформления декларации на товары) через таможенный орган ввоза либо через иной таможенный орган с предоставлением копий обязательства и списка товаров (при наличии), которые были предоставлены при ввозе. В случае вывоза через иной таможенный орган им направляется информация в контролирующий таможенный орган о вывозе оборудования и снятии с контроля обязательства.
Указанный порядок не исключает возможность использования и совершения таможенных операций в отношении профессионального оборудования, перемещаемого СМИ, с использованием карнетов АТА.
В соответствии с "письмом" ФТС России от 03.11.2011 N 01-11/53229 "О направлении информации" товары, перемещаемые по карнетам АТА, по желанию держателя книжки карнета АТА могут быть помещены под таможенную процедуру непосредственно в месте прибытия при наличии соответствующей компетенции таможенных органов.
В соответствии с Федеральным "законом" от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
Таким образом, при совершении таможенных операций в отношении профессионального оборудования, временно ввозимого иностранными СМИ, по выбору представителя СМИ могут быть использованы нормы "Конвенции" (при соблюдении ее условий) или нормы таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
В случае, если при временном ввозе не соблюдаются условия, предусмотренные "Приложением B.2" к Конвенции, в отношении профессионального оборудования, временно ввозимого, а также временно вывозимого иностранными корреспондентами и инкорпунктами, применяется порядок, предусмотренный в письмах ФТС России от 23.11.2011 "N 01-11/57169" "О таможенном декларировании профессионального оборудования СМИ" и от 13.12.2011 "N 01-11/61104" "О вопросах декларирования СМИ профессионального оборудования". При декларировании таких товаров используется форма перечня (далее - Перечень), установленная "приложением 3" к Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары (далее - Инструкция), утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 263. Если при декларировании профессионального оборудования СМИ в таможенные органы представителями иностранных СМИ подан "Перечень", то представление иных документов не требуется.
В качестве документов, подтверждающих сведения, заявленные в "Перечне", достаточно представления только обязательства об обратном ввозе/вывозе (далее - Обязательство), содержащего сведения о полномочиях лица, подающего таможенную декларацию, о конкретном оборудовании, его кодах в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, количестве, индивидуальных признаках, таможенной стоимости, целях и сроках использования оборудования и подписанного уполномоченными лицами организации, осуществляющей производство и выпуск СМИ.
"Перечень" и Обязательство являются достаточными документами, с использованием которых таможенными органами совершаются таможенные операции при временном ввозе/вывозе профессионального оборудования российскими и зарубежными СМИ.
Полномочия лиц, подписывающих "Перечень" и Обязательство, подтверждаются предъявлением должностному лицу таможенного органа удостоверения корреспондента иностранного средства массовой информации (выдается МИДом России корреспондентам, постоянно работающим в Москве), удостоверения технического сотрудника иностранного корпункта (выдается техсотрудникам иностранных корпунктов), карточки спецкорреспондента иностранного средства массовой информации (выдается корреспондентам, приезжающим в краткосрочную командировку).
Перечень аккредитованных иностранных СМИ находится на официальном сайте МИД России (http://www.mid.ru) в разделе "Информация о текущей деятельности МИД России", подраздел "В помощь журналистам" и далее "Список шеф-корреспондентов и руководителей московских корпунктов иностранных СМИ, аккредитованных при МИД России".
При совершении таможенных операций в отношении перемещаемых через таможенную границу корреспондентами (российскими и иностранными) в сопровождаемом багаже товаров (аудио-, видео-, кино- и фотоаппаратуры, запасных частей и расходных материалов к указанному имуществу, информационных материалов на различных носителях), необходимых для производства, передачи одного или нескольких (в пределах одного выезда) репортажей, таможенное декларирование может производиться с использованием пассажирской таможенной декларации.
Во всех вышеуказанных случаях идентификация перемещаемого представителями СМИ профессионального оборудования осуществляется по представленным документам или, в случае необходимости, одним из способов, предусмотренных в "абзаце втором пункта 1 статьи 109 ТК ТС".
Дополнительно напоминаем, что в соответствии со "статьей 178" Таможенного кодекса Таможенного союза товары, необходимые для использования средствами массовой информации, помещаются под таможенную процедуру в первоочередном порядке.
Начальникам таможенных органов необходимо довести указанный порядок до сведения всех подчиненных должностных лиц, задействованных в совершении таможенных операций российских и иностранных СМИ.

Руководитель
действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации
А.Ю.Бельянинов