Письмо ЦТУ № 66-11/10795 от 2010-04-29 00:00:00

Об усилении контроля за правомерностью принимаемых решений по таможенной стоимости ввозимых товаров

В ходе целевых инспекторских проверок таможенных органов выявлены многочисленные факты нарушения должностными лицами таможенных постов таможенного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы таможенного оформления и таможенного контроля товаров, контроля за достоверностью заявленных в ГТД сведений о таможенной стоимости товаров.
В частности, в нарушение пп. 8 и 9 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, утвержденной приказом ФТС России от 22.11.2006 N 1206 (далее - Инструкция N 1206), должностными лицами таможенных постов приняты решения по таможенной стоимости и выпуске товаров на основании документов, содержащих неполную информацию о товарах и не подтверждающих заявленную таможенную стоимость.
В нарушение пп. 11-17 Инструкции N 1206 не проводилось сравнение заявленной таможенной стоимости с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией или в комплектах документов отсутствует документальное подтверждение проводимых мероприятий, предусмотренных требованиями раздела III Инструкции N 1206.
В нарушение п. 6 Положения о контроле таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, должностными лицами таможенных постов не осуществлялся контроль правильности выбора декларантом метода определения таможенной стоимости, а также контроль документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех составляющих компонентов.
В нарушение п. 2 ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации в большинстве случаев таможенная стоимость должностными лицами таможенных постов принималась на уровне заявленной в ГТД декларантом с применением метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами несмотря на существующие ограничения, заявленные в ГТД сведения о таможенной стоимости не были подтверждены документально и не являлись количественно определяемыми и достоверными.
Так в соответствии с пунктом 2 ст. 19.1 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон) при отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений к цене сделки метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется. В спецификациях не указываются сведения о законных представителях сторон сделки, уполномоченных на проведение внешнеторговых операций. Подписи лиц со стороны продавцов в спецификациях отсутствуют. В этой связи нельзя признать согласованными условия о предмете контракта, а также стоимости сделки ввозимых товаров. В инвойсах отсутствуют сведения о полных наименованиях, качественных и потребительских характеристиках, артикулах, моделях, торговых марках, изготовителях поставляемых товаров, а также ссылки на спецификации, что не позволяет однозначно сопоставить сведения со сведениями, содержащимися в спецификациях.
В связи с этим есть основания полагать, что стоимость сделки товаров зависит от соблюдения условий, влияние которых на стоимость товаров не может быть учтено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона является ограничением применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В нарушение п. 6 Положения, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, должностными лицами при осуществлении запросов дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, принятое решение по таможенной стоимости в виде записи "ТС уточняется" не отражалось на первом листе бланка ДТС-1 в графе "Для отметок таможенного органа".
В нарушение п. 7 Положения, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, принятое решение по таможенной стоимости не отражалось в ДТС в поле "Для отметок таможни".
В нарушение требований п. 14 Положения, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, должностными лицами не приводились обоснования принятых решений о неправомерном использовании избранного декларантом метода определения таможенной стоимости.
Документы, представляемые декларантом для подтверждения заявленных в ГТД сведений о стоимости товара, не являлись достаточными для принятия решения о возможности проведения таможенного оформления с применением метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Уполномоченными должностными лицами дополнительные документы и сведения для подтверждения заявленной таможенной стоимости в соответствии с пунктом 4 статьи 323 ТК России у декларанта не запрашиваются.
Должностными лицами таможенных постов не принимались во внимание разъяснения о порядке принятия решений по таможенной стоимости ввозимых товаров, доведенных до таможенных органов письмом ФТС России от 10.03.2006 N 01-06/7618 "О разъяснении порядка принятия решений по таможенной стоимости ввозимых товаров".
Установлены случаи формального подхода должностных лиц таможенных постов при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров, подпадающих под действие профилей рисков, без учета принципов таможенной оценки, установленной нормативными правовыми актами. Также установлено формальное отношение к процедуре контроля таможенной стоимости товаров, сводящееся к применению прямых мер по минимизации рисков и принятию решений по таможенной стоимости без учета качественных характеристик ввезенных товаров и условий организации внешнеторговых сделок.
В случаях, когда заявленная декларантом таможенная стоимость корреспондирует с индикатором профилей рисков или контрольным уровнем, указанным в иной ценовой информации, доведенной до таможенных органов соответствующими письмами ФТС России, должностными лицами таможни проверка документального подтверждения заявленных в ГТД сведений о таможенной стоимости должным образом не осуществлялась.
Необходимо отметить, что Управлением неоднократно направлялись поручения о необходимости усиления контроля за правомерностью принимаемых решений по таможенной стоимости ввозимых товаров. Вместе с тем в настоящее время продолжают выявляться факты, свидетельствующие о формальном подходе к исполнению поручений Управления без проведения необходимых проверочных мероприятий в части контроля таможенной стоимости товаров в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного необходимо:
1. Исключить случаи нарушений таможенного законодательства.
2. Разработать комплекс мероприятий, направленных на устранение случаев принятия не соответствующих требованиям таможенного законодательства решений по таможенной стоимости ввозимых товаров, в том числе в рамках системы управления рисками, предусматривающей обязательное применение фактического контроля, принятие решения по таможенной стоимости структурным подразделением по контролю таможенной стоимости таможни, принятие решения о выпуске товаров начальником таможенного поста.
3. В случае выявления фактов нарушения таможенного законодательства обеспечить проведение служебных проверок в отношении должностных лиц таможни, допустивших нарушения таможенного законодательства в части контроля таможенной стоимости.
4. Принять срочные меры по повышению профессиональных навыков должностных лиц, осуществляющих контроль таможенной стоимости, в том числе организовать проведение учебных занятий с принятием зачетов по вопросам, связанным с контролем таможенной стоимости.
Информацию о результатах проведенных мероприятий и принятых мерах представить в СФТД Управления в срок до 20.05.2010 по электронным каналам связи на п/я А.М. Коншина с одновременной досылкой.

Заместитель начальника Управления - начальник службы федеральных таможенных доходов
майор таможенной службы
П.А. Стрельников