28.02.05

8-я международная конференция TransBaltica 2005

В Риге состоялось, пожалуй, наиболее значимое событие последних лет в сфере транзита, транспорта и логистики - 8-я международная конференция TransBaltica 2005. На нее в столичной гостинице Radisson SAS Daugava собралось около 300 предпринимателей, политиков и ученых из Латвии, России, Литвы, Эстонии, Германии, Финляндии и Белоруссии. Тем для обсуждения у участников оказалось предостаточно. И так уж получилось, что итог мероприятия озвучил министр сообщения Латвии Айнар Шлесерс: без тесного сотрудничества с соседними государствами никакой транзитный и транспортный бизнес невозможен.

Конференцию, посвященную самым актуальным вопросам международных перевозок в регионе Балтийского моря, Рижская школа менеджеров организует уже восьмой раз. Однако назвать TransBaltica регулярным мероприятием, к сожалению, нельзя - к примеру, в прошлом году оно вовсе не проводилось.

Впрочем, перерыв пошел на пользу: число участников заседания с традиционных 200-250 выросло почти до 300. Особенно много - около 60 - на сей раз делегировала Россия. Среди них - представители руководства Администрации Псковской области, Федеральной таможенной службы РФ, Октябрьских железных дорог, компании Северстальтранс и др. Не отставали от россиян и белорусы (Министерство транспорта и коммуникаций), эстонцы (местная ассоциация логистики, фирма Onako Eesti Grupp, Институт менеджмента и экономики Силламяэ), литовцы (Клайпедский университет, региональный таможенный департамент), немцы (порт Гамбурга) и т.д.

Открыл же TransBaltica 2005 министр сообщения Латвии Айнар Шлесерс. Прежде всего он обратил внимание участников на то, что Латвия в будущем вполне может стать точкой пересечения восточного и западного транзитного бизнеса. "Стимулируя инфраструктуру и логистические услуги, реально повысить роль Латвии в условиях растущей глобальной конкуренции! Причем для успешного развития необходимо налаживать более эффективное сотрудничество с Россией", - заявил он.

По словам г-на Шлесерса, за последние несколько лет в Латвии начат ряд далеко идущих проектов, но ни один из них так и не доведен до конца, поскольку в них не вовлекается российская сторона. "К примеру, в задуманной почти 10 лет назад прокладке современной железнодорожной магистрали Rail Baltica, которая соединила бы Таллинн и Берлин, непременно нужно участвовать РФ. Ведь скоростное сообщение Риге необходимо не только с немецкой столицей, но и с Санкт-Петербургом", - пояснил он.

Псков зовет

По окончании первой части пленарного заседания TransBaltica 2005 пресс-конференцию дал новоизбранный губернатор Псковской области Михаил Кузнецов. Он подчеркнул особенную привлекательность своего региона для отечественных бизнесменов: из 349 зарегистрированных здесь совместных предприятий в 183 присутствует латвийский капитал. Их оборот в прошлом году достиг 70 млн. долларов (37,1 млн. латов). "Латвия лидирует и по объему иностранных инвестиций. Более четверти всех капиталовложений - из вашей республики. Впереди нее - только США", - сказал он. Глава администрации указал также наиболее перспективные, на его взгляд, направления сотрудничества: машиностроение, пищевая и легкая промышленность, туризм, транспортная отрасль.

Порты не загружены

Весьма смелыми прогнозами поделился с участниками конференции директор управления грузоперевозок ГАО Latvijas dzelzcels Эрик Шмукстс. Он уверен, что к 2015 г. грузооборот латвийской железной дороги мог бы удвоиться по сравнению с показателем 2004 г. - 51,058 млн. тонн - и достичь 90 млн. тонн. Это станет реальностью благодаря ряду проектов по модернизации и увеличению пропускной способности ж/д, которые сейчас реализует госпредприятие.

Представитель LDz посетовал на то, что отечественные порты работают не в полную силу. "Вентспилс в 2004 г. обслужил 20,7 млн. тонн грузов, хотя цифру можно поднять до 30 млн. тонн, - привел пример г-н Шмукстс. - То же самое касается и Рижского свободного порта, который в состоянии переваливать 25,5 млн. тонн вместо прошлогодних 16,4 млн. тонн. Через Лиепаю по железной дороге отгружено 3,3 млн. тонн, однако ее потенциальная мощность составляет 6 млн. тонн". По словам директора управления грузоперевозок LDz, будущее латвийского транзита связано с Россией. "Вступление РФ во Всемирную торговую организацию уменьшит политическую составляющую при выборе транзитного пути. Тогда наши порты будут востребованы в полном объеме", - подчеркнул он.

Ложка дегтя

О негативном влиянии политики на бизнес на TransBaltica 2005 говорили много. Обобщил подобные высказывания в своем докладе директор центра трансграничных исследований Санкт-Петербургского университета Николай Межевич. "В России растет поколение, которое не воспринимает Балтийский регион в качестве серьезного экономического партнера. Дипломные работы наших студентов и опросы среди них показывают, что они больше ориентированы на Скандинавию, а Прибалтику зачастую вовсе игнорируют, - рассказал г-н Межевич. - Между тем финские порты Хамина и Котка пользуются натянутыми отношениями Латвии и России и позиционируют себя как кратчайший транзитный путь из РФ в Германию".

Нужен стимул

Впрочем, не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Как отметил в ходе своего выступления вице-президент Евроазиатского транспортного союза Юрий Щербанин, сейчас происходит постепенный переход от конфронтации к сотрудничеству в рамках единого транзитного пространства государств бассейна Балтийского моря. "Если раньше латвийцы и россияне перекидывались взаимными претензиями типа: "мы хотим транспортировать ваши грузы" - "нет, у нас другая политика в отношении грузоперевозок", то теперь налаживается конструктивный диалог, - сказал он. - Сейчас основой политики РФ на Балтике должна стать выгода российских экспортеров при соблюдении национальных интересов". Лучшими гарантиями для россиян могло бы стать участие их коммерческих и государственных структур в управлении собственностью топливно-энергетического комплекса в Балтии - трубопроводов, газораспределительной сети и др. Только так, по мнению многих участников TransBaltica 2005, компании получат стимул для продолжения экспорта сырьевых продуктов через Латвию, Литву и Эстонию.

Бизнес&Балтия 28.02.05