26.10.06

Форд : поможет ли промсборка?

Ажиотаж вокруг такого американского гиганта автомобилестроения, как Форд , поднялся в середине июня 2006 года - компания, по мнению таможенных органов, не смогла довести локализацию своего производства в России до 40 процентов. Четыре года она работала в режиме свободного склада. С 1 августа 2006 года ЗАО Форд Мотор Компани , подписав соглашение с Минэкономразвития, перешло на порядок промышленной сборки, утвержденный приказом Минэкономразвития, Минпромэнерго, Минфина России 73/81/58н от 15.04.05 года. Компания Форд пришла на российский рынок в 1998 году. Она стала первым иностранным автопроизводителем, получившим право беспошлинно ввозить в Россию комплектующие для сборки своих автомобилей. В 2001 году компания построила свой собственный завод, арендовав 27,14 гектара земли на 49 лет.

На первоначальном этапе иностранные инвестиции в реконструкцию зданий и их промышленное оснащение для производства 25 тысяч автомобилей в год (первая очередь проекта) составили 150 миллионов долларов США. Всего же в течение пяти лет ЗАО Форд Мотор Компани вложило в собственное развитие порядка 6,8 миллиарда рублей.

Официальное открытие завода во Всеволожске Ленинградской области состоялось в июле 2002 года. Через месяц в режиме свободного склада с конвейера сошел первый Ford Focus . На протяжении четырех лет компания уверенно продолжала набирать обороты, выпуская все большее количество автомобилей. Если в 2002 году было произведено 2258 автомобилей, в 2003 этот показатель увеличился до 16357 машин, то в 2005 году он уже составил 33037 Ford Focus . В этом году Форд планирует произвести более 60 тысяч автомашин.

На заводе Ford во Всеволожске идет полный технологический процесс по выпуску автомобилей, включающий в себя сборку, сварку и окраску кузова. Основные комплектующие, из которых собирается Ford Focus , - иностранные. Ранее они помещались под таможенный режим свободного склада с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Это двигатели, коробки передач, кузова, двери, крылья, стартеры, генераторы, фары и многое другое. Но небольшой процент комплектующих все же составляла продукция российских фирм-производителей: автомобильные кресла, проводка, части элементов ходовой части (винты, болты), резиновые коврики, боковые стекла и элементы отделки кузова из пластмассы.

Подписав в 1999 году инвестиционное соглашение с Минэкономразвития и получив право на беспошлинный ввоз комплектующих для сборки своих автомобилей, компания на протяжении всего периода работы выполняла план по локализации. Это подтверждается заключениями Минэкономразвития и выданными правительством РФ квотами на производство автомобилей на следующий инвестиционный год.

Согласно постановлению Правительства РФ 413 от 23.04.1998 года, завод во Всеволожске полностью освобождался от уплаты таможенных платежей в течение 5 лет с момента начала сборки машин, то есть с лета 2002 года. Взамен ЗАО Форд Мотор Компани обязалось в течение пяти лет довести уровень локализации производства (производственные расходы на территории России) до 50 процентов. В конце мая 2006 года эта цифра должна была составлять не менее 40 процентов. Но компания не сумела справиться с этой задачей.

По информации, которую она предоставила в Федеральную таможенную службу, доля затрат, произведенных на территории РФ, в мае 2006 года составила только 36,1 процента. Именно по этой причине таможенные льготы были отменены. В итоге с 16 июня 2006 года таможенное оформление готовой продукции ЗАО Форд Мотор Компани производилось с уплатой всех причитающихся таможенных платежей.

Действия таможенных органов по внезапному изменению порядка таможенного оформления товаров, что крайне негативно сказалось на непрерывном производственном цикле (три смены, 24 часа в сутки), считаем неправомерными , - так прокомментировала сложившуюся ситуацию менеджер по связям с общественностью ЗАО Форд Мотор Компани Екатерина Кулиненко. Завод работает в режиме свободного склада в течение четырех лет, и мы не можем положительно относиться к моментальным изменениям процедур, принимаемых без всякой подготовки и предварительного объявления .

Однако, по мнению руководства таможенных органов, таможня уже давно была обеспокоена сложившейся ситуацией, так как проблема подтверждения уровня локализации существовала изначально.

Единственный путь достижения показателя в 40 процентов и последующего в 2007 году в 50 процентов - это покупка российских комплектующих, из которых бы собирался автомобиль. Но здесь другая проблема: в России на сегодняшний день нет хороших производителей автокомпонентов. У завода только 15 фирм со всей России, реально поставляющих свою продукцию.

По оценкам экспертов, на момент запуска завода благодаря использованию отечественной рабочей силы, электроэнергии и амортизации оборудования локализация уже составляла около 20 процентов. Таким образом, руководству компании оставалось найти поставщиков, производивших 20 процентов комплектующих автомобиля у нас в стране. Но задача эта оказалась, по всей видимости, им не по силам.

Спустя месяц после отмены таможенных льгот представители Форд Мотор Компани официально подтвердили информацию о том, что, начиная с осени, стоимость базовой модели автомобиля возрастет на 500 долларов США. Однако, по их словам, никакой связи между ростом цен и уплатой таможенных пошлин не существует.

В режиме свободного склада в локализацию включаются и затраты на российские комплектующие иностранного происхождения, амортизация основных средств (производственные здания, оборудование), оплата труда работников и отчисления на социальные нужды.

По словам специалистов, проверить истинный уровень локализации по отчетам завода, которые ежеквартально предоставлялись в таможенные органы, практически невозможно, так как документально они не подкреплены формами статистической отчетности о себестоимости товарной продукции и иными бухгалтерскими документами.

Как следует из распоряжения Правительства РФ от 17.02.2000 года 259-р Об оказании закрытому акционерному обществу Форд Всеволожск государственной поддержки в осуществлении проекта организации производства автомобилей , необходимо создание на учреждаемом свободном складе с особенностями правового регулирования таможенного режима налогового поста с предоставлением ему права оперативного контроля за правильностью отражения в документах бухгалтерского учета ЗАО Форд Всеволожск всех операций, производимых с товарами на указанном складе. На сегодняшний день данный налоговый пост до сих пор так и не учрежден.

Министерство по налогам и сборам РФ сообщило в таможенные органы об отсутствии правовой базы и не создало такой пост , - говорит менеджер ЗАО Форд Мотор Компани по связям с общественностью.

Что же касается таможенников, то их главная задача - производить таможенное оформление ввозимых комплектующих максимально достоверно. Единственное, что они могут контролировать - это количество ввезенных иностранных комплектующих.

В конце июля руководство компании подписало соглашение с Минэкономразвития о переходе на порядок промышленной сборки, позволяющий ЗАО Форд Мотор Компани импортировать автокомпоненты по льготным таможенным ставкам. Инвестор обязан в течение 4,5 года после организации сварки, окраски и сборки сократить список беспошлинно ввозимых автокомпонентов на 30 процентов.

Также в соглашении говорится, что в случае обнаружения во ввезенных автокомпонентах брака, в пределах 1 процента от общего объема, компания вправе без дополнительного согласования с ведомством Германа Грефа классифицировать ввозимые взамен бракованных комплектующие как товары для промышленной сборки , применив к ним ставки таможенного тарифа, установленные постановлением Правительства РФ 166 от 29 марта 2005 года. Брак будет вывозиться с территории РФ без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин либо уничтожаться в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

На недавней встрече руководства компании Форд Европа с губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым, вице-президент по производству Джим Тетро сообщил, что уже с сентября этого года компания планирует увеличить производство автомобилей Focus во Всеволожске. По итогам 2007 года оно должно вырасти до 73 тысяч машин, а в дальнейшем будет доведено до 120 тысяч.

По нашим сведениям, вопросы, связанные с таможенными органами, рассмотрены и урегулированы, принято решение по промышленной сборке автомобилей , - в свою очередь заявил губернатор Ленинградской области.

Журнал Таможня