31.10.05

Самарский подшипник из Китая

Самарские подшипниковые заводы" открывают производство в Китае, создав совместное предприятие с шанхайской Zhangjiagang AAA Bearing Cо. Выпущенные в Китае подшипники "СПЗ-Групп" хочет поставлять в Россию и другие страны СНГ. Российские производители - конкуренты СПЗ ранее обратились в правительство с предложением ввести таможенные барьеры для китайских подшипников.

Группа компаний "Самарские подшипниковые заводы" ("СПЗ-Групп") объединяет подшипниковые заводы СПЗ-9 (подшипники для металлургии, автопрома и сельхозмашиностроения, крупнейшие клиенты - "Северсталь", Череповецкий сталепрокатный завод) и СПЗ-4 (подшипники для автопрома и сельхозмашиностроения, приборостроения, станкостроения, основной покупатель - "АвтоВАЗ"), заводы КРС и "Станкоремонт". Годовой оборот группы, по собственной информации, - 2,25 млрд. руб. Zhangjiagang AAA Bearing Cо. организована в 1968 г., выпускает подшипники для сельхозмашиностроения и строительной техники (около 70%), станкостроения (10%), нефтедобывающей промышленности (10%) и производства мотоциклов. 20% продукции идет на экспорт в Европу, 80% - на внутренний рынок. Численность работников - 1200 чел. Годовой оборот - 300 млн юаней (около $37,5 млн).

На прошлой неделе "СПЗ-Групп" зарегистрировала в Китае совместное предприятие с компанией Zhangjiagang AAA Bearing Co. (AAA) по выпуску подшипников автомобильной и сельскохозяйственной группы. Об этом сообщил "Ведомостям" президент "СПЗ-Групп" Александр Швидак. СП будет называться Zhangjiagang - SPZ Bearing Co., а общий объем инвестиций в него составит около $10 млн. О долях в СП стороны еще окончательно не договорились: председатель правления AAA Цзян Вэньцзюнь рассказал, что объем инвестиций с китайской стороны составляет $3,5 млн. (т. е. 35% уставного капитала), а по словам Швидака, доля российской стороны составит 60%.

Завод будет построен в торгово-экономической зоне Шанхай, его проектная мощность составит 500 000 сферических подшипников в год. Открытие завода намечено на лето 2006 г., а вывод на проектную мощность - к 2007 г. По прогнозам Швидака, в 2006 г. объем продаж СП составит $15 млн, а с выходом на проектную мощность - $22 млн.

По словам Швидака, около 30% продукции китайского СП будет продаваться на внутреннем рынке Китая, а 70% - экспортироваться в Россию и страны СНГ. Участники рынка отмечают, что китайские подшипники, ввозимые в Россию, недорогие и невысокого качества. Представитель Европейской подшипниковой корпорации - конкурента "СПЗ-Групп" - Дмитрий Жарников и гендиректор украинского Луцкого подшипникового завода Владимир Цибульский сходятся во мнении, что российско-китайскому СП самарцев можно будет делать ставку на выпуск сельскохозяйственной группы подшипников, поскольку к ним предъявляются невысокие требования по качеству.

По мнению Цибульского, при объеме 500 000 подшипников в год и при организации производства с нуля $10 млн. - это инвестиции, недостаточные для производства качественных подшипников. А руководитель московского представительства SKF Анатолий Усов говорит, что китайские подшипники в России на 30-40% дешевле отечественных и являются серьезной проблемой для местных заводов. Усов напомнил, что недавно российские заводы направили в правительство РФ письмо с просьбой ввести таможенные барьеры на импорт китайских подшипников. "Если просьба российских заводов будет удовлетворена, то я не думаю, что продукция российского СП будет пользоваться льготами на таможне", - отметил Усов.

Впрочем, в "СПЗ-Групп" такое развитие событий тоже не исключают. Поэтому, как рассказали на одном из заводов группы, руководство планирует направить свое письмо правительству РФ с просьбой о таможенных преференциях. Как ранее заявлял "Ведомостям" Швидак, введение контрольных показателей при расчетах таможенной пошлины и НДС на ввозимые комплектующие ставит его компанию на уровень перепродавца иностранной продукции на российском рынке.

"Ведомости"