28.11.05

Уйдут ли фуры в офшор?

Совет Федерации решил воспользоваться своим правом законодательной инициативы и приготовил сюрприз автоперевозчикам и всем владельцам машин.

Сенаторы готовы внести в Государственную думу законопроект, в котором предлагается увеличить минимальную базовую ставку транспортного налога в пять раз. Заодно сенаторы планируют передать в регионы доходы от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторное масло.

- Мы считаем, что, устанавливая более высокие ставки, даем возможность каждому региону дифференцированно подойти к собственной экономической ситуации, - заявил "Гудку" заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету Вячеслав Новиков. - Устанавливая льготы по этим ставкам для различных налогоплательщиков, регионы будут иметь возможность более адекватно оценивать свой налоговый потенциал и использовать налоги не только фискально, но и в качестве регулятора. Это и есть главная причина повышения ставок.

В регионах, по словам Вячеслава Новикова, разделяют позицию сенаторов и согласны использовать налоги в качестве регулирующего рычага.

Кроме того, Совет Федерации предлагает брать транспортный налог с прицепов и полуприцепов на пневматическом и гусеничном ходу, которые прежде налогом не облагались. Но у прицепов нет "лошадиных сил", поэтому сенаторы предлагают брать по рублю с килограмма массы прицепа.

В законопроекте предлагаются и поправки в Бюджетный кодекс РФ для того, чтобы зачислять акцизы на автомобильный бензин, дизтопливо и моторные масла в региональные бюджеты. Сейчас 40% топливных акцизов поступают в федеральный бюджет, а 60 процентов распределяются по регионам. Предполагается, что это позволит регионам больше средств направлять на развитие собственной дорожной сети.

Вячеслав Новиков считает механизмы, заложенные в законопроекте, весьма эффективными для активизации строительства дорог в регионах. "Ситуацию с дорогами в регионах можно считать чрезвычайной, финансирование дорожного строительства в целом по России снизилось в три, а по некоторым оценкам - в четыре раза. Эту ситуацию надо как-то исправлять, поскольку дороги - артерии экономики, закупорка которых ведет к катастрофе", - считает сенатор.

Однако в Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП) уверены, что такие меры приведут не к увеличению числа новых дорог, а к двойному налогообложению компаний. По словам первого вице-президента АСМАП Алексея Василькова, вопрос о включении в объекты налогообложения прицепов и полуприцепов уже рассматривался Госдумой в 2004 году. Тогда Московская областная дума внесла законопроект "О внесении изменений и дополнений в главу 28 части второй Налогового кодекса РФ". Но этой инициативе было дано отрицательное заключение правительства из-за противоречия основным направлениям налоговой реформы - упрощения налоговой системы и снижения нагрузки на налогоплательщиков.

АСМАП после предложений подмосковных депутатов сразу обратилась в Госдуму с просьбой обратить внимание на то, что полуприцепы могут эксплуатироваться только в составе автопоезда. А значит, дополнительное начисление налога для них ведет к двойному налогообложению. В результате в прошлом году повышения налогов удалось избежать.

Не согласны в ассоциации и с повышением других налоговых сборов. По словам Алексея Василькова, российские перевозчики и так имеют большие эксплуатационные расходы и высокие ставки налогов. В условиях жесткой конкуренции со стороны иностранных транспортных компаний они не могут влиять на увеличение тарифов на свои услуги и часто вынуждены прекращать свою деятельность. Даже незначительное повышение налогов грузоперевозчикам приводит к снижению конкурентоспособности и захвату рынка иностранными компаниями. В конечном счете это ведет к быстрому сокращению налоговых сборов в госказну. Если предложения сенаторов станут законом, максимальная ставка налога для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил увеличится с 85 до 425 рублей за единицу мощности, налог для тягача с двигателем 400 лошадиных сил возрастет с 34 до 170 тысяч рублей в год.

Генеральный директор компании "Интертрансэкспедиция" (преемник "Совтрансавто") Павел Фильжак также назвал пятикратное повышение транспортного налога неприемлемым для международных автоперевозчиков. По его мнению, российская ставка транспортного налога и без того является самой высокой в Европе (в пересчете на один автомобиль). С ее повышением транспортные предприятия, которые работают в условиях жесткой конкуренции с европейскими перевозчиками, безусловно, в этой борьбе проиграют.

- С повышением налога многие компании могут либо покинуть рынок, либо перерегистрироваться в других странах, что на сегодняшний день не составляет большого труда, - считает Фильжак. - Ситуация может повторить прецедент с судоходными компаниями, суда которых из-за неблагоприятного налогового климата "разбежались" из-под отечественного флага по офшорам.

Но оказалось, что расчеты доходности одинаковы не у всех перевозчиков. В свою очередь директор транспортно-экспедиторской компании Free Lines Company Алексей Наджар не видит ничего страшного в повышении налога: тягач "КамАЗ" грузоподъемностью 20 тонн имеет мощность (в зависимости от модификации) примерно 300 лошадиных сил. По нашим подсчетам, налог на него составит от 7 до 10 тысяч рублей в год. При условии, что машина зарабатывает 4 - 5 тысяч рублей в день, сумма налога не такая уж большая, считает Наджар.

"Гудок"