11.05.06

Вези или плати

В Новороссийске создан координационный совет по проблемам развития транспортной системы портового комплекса Юга России. В него вошли представители Минтранса, ФСТ и ФТС России, власти Краснодарского края, Ростовской и Астраханской областей, ОАО "РЖД", представители портов и стивидорных компаний.

В конце апреля состоялось совещание президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина с руководителями и акционерами морских торговых портов ЮФО. Как отметил глава ОАО "РЖД", "все его участники абсолютно внятно заявили о том, что процесс развития портов перестает быть только заботой Минтранса, федеральных и региональных органов власти и железнодорожников. Теперь это становится комплексной задачей, которая должна решаться во взаимодействии всех участников транспортного процесса".

При этом он подчеркнул, что такая координационная группа носит отнюдь не декларативный характер, а сама по себе способна стать механизмом реализации решений. Одним из таких наиболее значимых решений стала договоренность о том, что требования по развитию железнодорожной инфраструктуры должны поддерживаться инициаторами путем подписания соответствующих соглашений под гарантию той грузовой базы, под которую они требуют развития подъездных путей.

Известный коммерческий принцип "бери или плати", по словам президента компании, отныне будет звучать так: "или вези, или плати". Двусторонние соглашения с грузоотправителями будут подписываться на этой основе. В состав координационной группы предложено войти представителям таких крупных компаний, как ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат", "Магнитогорский металлургический комбинат", ОАО "Импортпищепром", АО "НК "Роснефть-Туапсенефтепродукт", ООО "Черномортранснефть", ЗАО "Минерально-Химическая компания "Евро-Хим", ОАО "Инвестсбербанк".

Как сказано в протоколе совещания, развитие различных видов транспорта происходит несбалансированно, оно не всегда адекватно требуемым условиям и уровню потребительского спроса и, соответственно, неэффективно. При этом нередко отсутствуют строгие взаимные обязательства и взаимная ответственность сторон. По словам главы ОАО "РЖД", "по отдельности с каждым стивидором железная дорога договорится, по отдельности, может быть, и с каждым грузовладельцем тоже договорится, но потом выяснится, что нужно было договориться еще с тремя, у которых одна и та же грузовая база и требуется один и тот же порт". Владимир Якунин положительно оценил создание в Новороссийске крупного портового холдинга, отметив, что стивидорные компании самым непосредственным и острым образом влияют на увеличение объемов грузоперевозок, но при этом договориться с "одним хозяином значительно проще, чем с десятью".

Как подчеркнул заместитель министра транспорта Александр Мишарин, в бюджете финансирования транспортной отрасли России на 2007 - 2009 годы значительная доля средств приходится именно на ЮФО. Среди главных проектов - реконструкция трассы "Дон", развитие крупных аэропортов - Ростова, Сочи, Геленджика, Анапы, расширение железнодорожных подъездов к южным морским портам, а также создание второго транспортного входа к Новороссийску.

"Что касается строительства второго тоннеля к Новороссийску, это сложная инженерная задача, но она является императивом, т.е. обязательна к исполнению, - отметил Владимир Якунин. - Реализовывать ее предстоит либо в рамках федерального целевого финансирования, или государственно-частного партнерства, или за счет средств Инвестфонда. Это вопрос государственный, а не коммерческий". Сложность технических решений при развитии Новороссийского транспортного узла обуславливает ряд факторов, среди которых немаловажное значение имеет географический.

По мнению представителя "Росморпорта" Рафаила Бикмухамедова, "узкие места", которые задает сам профиль местности, не позволяющий вести экстенсивное развитие, можно расшить с помощью мощной информационной базы и логистических терминалов. Информация в режиме реального времени способна на ограниченном участке пространства оптимизировать процесс подвода судов и вагонов. Такой логистический терминал в Новороссийске планировалось создать уже к концу этого года, однако, по словам Рафаила Бикмухамедова, точные сроки назвать сейчас затруднительно.

"Гудок"