20.07.05

Время новостей : России нужен китайский груз

Россия стремится к тому, чтобы транзитом через ее территорию проходила как можно большая часть грузов, отправляемых из Китая в Америку и Западную Европу, а также в обратных направлениях. Министр транспорта России И. Левитин заявил об этом накануне своего визита в Китай. 21 июля г-н Левитин вместе с министром железных дорог КНР Лю Чжицзюнем будет председательствовать на девятом заседании подкомиссии по транспорту российско-китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.
Как сказал г-н Левитин, "приоритетным транспортным средством между Россией и Китаем является железная дорога". Это связано с тем, что мало развитая автодорожная сеть между дальневосточной частью России и центральными районами нашей страны физически не способна пропустить грузопоток, сопоставимый с тем, что перевозится в этом направлении по железной дороге. Между тем возможности Транссиба и БАМа, по мнению Минтранса, используются не полностью.
Г-н Левитин сообщил, что будет уговаривать китайских коллег "перекинуть" на российскую железную дорогу часть контейнеров, которые сейчас по морским путям циркулируют между Китаем, с одной стороны, и Америкой и Европой -- с другой. Россия близка к завершению переговоров о создании логистических центров в Славкове (Польша) и Захони (Венгрия) -- это самые западные пункты, до которых "дотягивается" железнодорожная сеть российского широкого стандарта. Российский Минтранс надеется привлечь китайских грузоотправителей перспективой скоростной (без остановок) перевозки товаров до этих точек. Между тем для китайцев в железнодорожной тематике наибольший интерес представляет увеличение поставок нефти из России.
Игорь Левитин подчеркнул, что, несмотря на активные дебаты о строительстве нефтепровода в Китай, речь о практической реализации этого проекта пока не идет. Утвержденные планы предусматривают, что к 2008 г. нефтепровод протянется до станции Сковородино (Хабаровский край). Оттуда РЖД должны обеспечить доставку до 15 млн. тонн нефти в Китай. По словам г-на Левитина, этот объем может быть достигнут только при условии модернизации железнодорожного пути и привлечения дополнительного парка цистерн. В прошлом году по железной дороге из России в Китай было поставлено 6 млн. тонн нефти, в этом году ожидается примерно 7 млн. тонн (за первое полугодие 2005 г. перевезено 3,7 млн. тонн, сообщил г-н Левитин).
Кстати, 18 июля глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) С. Новиков сообщил, что РЖД уже представили в ведомство ТЭО установления исключительных тарифов (к которым будут применяться понижающие коэффициенты при увеличении объемов перевозки нефти) на китайском направлении. Сейчас это предложение обсуждается. Бывший президент РЖД Г. Фадеев неоднократно просил правительство разрешить РЖД самостоятельно устанавливать тарифы в конкурентных сегментах либо установить льготные ставки для поставок нефти в Китай. Однако это вызывало нарекания со стороны Минэкономразвития. Глава МЭРТ Г. Греф заявил в конце прошлого года, что установление индивидуальных скидок "ведет к непрозрачности". Впрочем, не исключено, что после смены руководства РЖД министерство изменит свою позицию.

АвтоТрансИнфо