29.07.10

Анализ рынка грузоперевозок в СЗФО на 2010 г. Часть 1

Автор: Владимир Елин , председатель совета директоров ЗАО «Smart Logistic Group», кандидат технических наук

В России транспортные компании ощутили на себе мировой экономический кризис лишь осенью 2008 года. Как следствие началось снижение оборотов промышленности, строительства, произошел спад на потребительском рынке.

Так как грузоперевозки относятся ко вторичному рынку – оказание услуг, то и пик спада пришелся как раз на середину 2009 года, в то время как в отрасли производства уже начали наблюдаться постепенный рост и оживление.

2008. Больше всего пострадали авиаперевозчики

В середине 2009 года несколько центров провели исследование рынка грузоперевозок в России за 2008 год. Так, по данным Росстата, объем перевозок грузов организациями всеми видами транспорта (без трубопроводного и железнодорожного транспорта не общего пользования) составил порядка 8365,4 млн. т (99,7% к уровню 2007 года), грузооборот - 2480,5 млрд. т/км (101,2%). В структуре объема коммерческих перевозок грузов России преобладает доля автомобильного и железнодорожного транспорта (58,3% и 36,5% соответственно). При этом сохраняется тенденция роста доли автомобильного транспорта, который смог более или менее удержать свои позиции, и сокращения доли перевозок железнодорожным транспортом (в 2007 году доля автомобильного транспорта составляла 56,3%, железнодорожного - 38,5%). Однако грузооборот железнодорожного транспорта в 2008 г. вырос на 1,1% - до 2 трлн. 113,2 млрд. т/км.

После проведения детального анализа выяснилось, что доля перевозок в вагонах холдинга «РЖД» (инвентарный парк вагонов ОАО «РЖД» + парк ДЗО «ОАО «РЖД») в 2008 году в общем объеме перевозок составила 55,4%, что на 2,2% ниже. В сегменте внутри российских перевозок доля перевозок «РЖД» составила 59,4% (-2,7%), экспортных перевозок - 51,7% (-1,7%), импортных перевозок - возросла до 38,5% (+2,2%), а в сегменте транзитных перевозок увеличилась на 1,3% и составила 34,9%.

За период кризиса в 2008 году наиболее всего пострадали компании авиаперевозчики по причине перехода клиентов в режим экономии. Снизились показатели, как по объему - уровень 2000 года, так и по обороту, но не в столь значительной степени – показатель начала 2007 года.

Наша справка

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) образован указом Президента РФ относительно недавно, 13 мая 2000 года. Его площадь более 1.6 млн. кв. км, население - более 13 млн. человек, что составляет примерно 9.8% от земельных и человеческих ресурсов РФ. Доля промышленной продукции 12.7% в рамках РФ.

2009. По воде - выгоднее

Наименее всего от кризиса пострадал сегмент морских и речных грузоперевозок. Так объемы перевозок морским транспортом в 2008 году выросли почти на треть (27%) и составили 35,7 млн. тонн. В том числе перевозки в заграничном плавании увеличились на 34% и составили 27,3 млн. тонн, в каботажном плавании - на 8% и составили 8,5 млн. тонн. Грузооборот морского транспорта увеличился против уровня 2007 года на 21,5 % и составил 85 млрд. т/км.

В то же время за период острой фазы экономического кризиса, пришедшейся на конец 2008 г. и фактически весь 2009 год, автомобильные грузоперевозки упали в грузообороте на 16,7%, а в объеме - на 24%. Железнодорожные перевозки упали на_11,8_% в грузообороте и на 15% в объеме. Грузовые авиаперевозки снизились в объеме на 30 % , а в грузообороте на 5,5 %. В 2009 году отрасли несколько помогло падение цен на авиационный керосин.

Объём грузоперевозок морским транспортом еще увеличился по сравнению с уровнем 2008 года на 6,6% и составил 37,3 млн. т. Грузооборот морского транспорта увеличился на 16,1% и составил 97,5 млрд. т/км.

Как видите, наиболее всего пострадали перевозки автомобильного сектора. Причины падения перевозок для каждого вида транспорта свои. Так, для автогрузового – это уменьшение объема груза и увеличение расстояния транспортировки. Для железнодорожного - увеличение стоимости тарифов, слаборазвитая и устаревшая инфраструктура вблизи крупных ж/д узлов, а за счет этого – простой груза. Для авиационного - переход клиентов в режим экономии и ориентация на более дешевые виды транспортных услуг.

По данным проведенного исследования, за 2009 год число участников рынка грузоперевозок упало на 18%. Это связано с тремя причинами: с сокращением числа клиентов (мнение 39% респондентов), с сокращением объемов перевозимой продукции и сырья (49%) и с неплатежеспособностью клиентов (12%). По мнению всех респондентов, львиную долю закрывшихся компаний составили автоперевозчики с лизинговым парком автомобилей. С наступлением кризиса у некоторых из них не хватило средств для покрытия кредитов (84%), оставшимся банки повысили ставки или потребовали досрочного погашения задолженности (16%). Также стали пользоваться большей популярностью экономичные варианты доставки грузов, например – перевозка сборных грузов. Именно в 2009 году количество клиентов с подобными заявками увеличилось на 33%.

Северо-Запад: динамика положительная

Если говорить о доле грузоперевозок в Северо-Западном регионе в рамках Российской Федерации, то она составляет: около 13 % - железнодорожным транспортом, 34% - морским транспортом и порядка 30% - автотранспортом. За период экономического кризиса 2008-2009 гг. падение перевозок в Северо-Западном регионе составило 10% и на фоне других промышленных регионов выглядят более оптимистично. Это произошло потому, что здесь более развита и насыщена автотранспортная, железнодорожная, авиационная и портовая инфраструктуры по сравнению с другими регионами Российской Федерации.

Особое влияние на рынок Северо-Запада оказывают заводы зарубежных компаний, таких, как Форд, Ниссан, GM, Тойота, "Дженерал электрик", "АББ", "Сименс", "Джей-Ти Интернэшнл", "Филип Моррис", "Ригли", "Нестле", "Кока-Кола" и "Пепси-Кола", "Конако", "Катерпиллер", "Проктер энд Гэмбл", "Ай-Си-Эн Фармасьютиклз", "Де Бирс", построенных в более благоприятные периоды нашей экономической истории. А так как большинство заводов работает на привозных запчастях и конструктивных элементах, которые не производятся в РФ, то и транспортные потоки фактически питаются заказами на эти перевозки. Причем доставка происходит всеми видами грузового транспорта.

Теперь рассмотрим местных производителей, завязанных на транспортные потоки, таких как компании ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", ОАО "Ленэнерго", ОАО "Северная верфь" (Санкт-Петербург), ОАО "Эра" (Ленинградская область), ЗАО "Автотор" (Калининградская область), ОАО "Апатит" (Мурманская область), ОАО "Боровичевский комбинат огнеупоров" (Новгородская область), ОАО "Северсталь" (Вологодская область), ОАО "Воркутауголь" (Республика Коми), ОАО "Кондопога" (Республика Карелия). Они производят продукцию как для Северо-Западного региона, так и для потребителей центральной части России, находящихся в пределах суточной доставки автогрузового транспорта. А так как автопроизводители и производители продуктов питания были завязаны на потребителе, который в период кризиса оказал сильное влияние на активность транспортников своим кошельком, то провал по грузовым перевозкам, очевидно, был вызван значительным падением покупательной способности нашего населения.

Все мы помним, как развивался кризис, сначала в него никто не верил: ни правительство, ни предприниматели, ни население. Потом все призадумались и затихли с покупками и инвестициями. И лишь когда СМИ все уши прожужжали о том, что в Америке закончилась рецессия, и Китай, не расслабляясь, увеличивает свой ВВП до 15% в первом полугодии 2010 г., покупательная способность начала робко увеличиваться, сначала в продуктах питания, а затем и в товарах инвестиционного характера.

Так, в Северо-Западном регионе за первое полугодие 2010 года в сфере транспортных грузоперевозок наблюдается значительный рост и оживление. Произошли увеличение заявок на перевозку негабаритных грузов автотранспортом (на 30 %), подъем на 35% оборотов в морском сегменте, наименее всего заметен рост в авиаперевозках (пока только 12%). В ж/д-перевозках увеличение произошло на 43%, и это только начало. В целом, в первом полугодии 2010 года следует отметить положительную динамику в области транспортно-логистических услуг в СЗФО.

Продолжение следует

Финам.инфо; 29.07.10