07.07.20

Автопоезда поедут по правилам

Котрейлерные перевозки поспособствуют развитию рынка логистических услуг в России

Сегодня вступил в силу приказ Минтранса России, утверждающий правила транспортировки железнодорожным транспортом автопоездов, автоприцепов, полуприцепов, съёмных автомобильных кузовов в порожнем или гружёном состоянии в грузовых вагонах. В новом регламенте учитываются габариты контрейлеров, порядок оформления накладной (ГУ-12), условия размещения грузов и другие нюансы. Это первый нормативный акт в России, который регламентирует комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки.

Соответствующий приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.

Документ заменит Правила перевозок автотракторной техники на железнодорожном транспорте, утверждённые приказом Министерства путей сообщения России (от 29 марта 1999 года № 9Ц), которые потеряли актуальность и более применяться не будут.

Новый регламент содержит общие принципы организации контрейлерных перевозок, в частности транспортировка автоприцепов, полуприцепов и съёмных автомобильных кузовов по железной дороге должна осуществляться по накладной ГУ-12. При этом для автомобилей по-прежнему требуется получение товарно-транспортной накладной.

Оформление перевозки на всех её этапах – и на автомобильном, и на железнодорожном плече – по единому перевозочному документу станет возможным только после утверждения проекта Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках». Последняя редакция документа, которую подготовил Минтранс России, ожидает процедуру оценки регулирующего воздействия.

Как ранее сообщил «Гудку» заместитель генерального директора – начальник ЦФТО ОАО «РЖД» Алексей Шило, в новых правилах определены порядок и условия организации не только отдельной контрейлерной перевозки, но и целого поезда, а также зафиксированы права и обязанности участников перевозочного процесса.

Так, контроль за подготовкой автопоезда или других видов техники к перевозкам (запирание кабины, салона, капота, багажника, баков с горючим, защита зеркал, фар и так далее) и за его погрузкой будет осуществлять грузоотправитель, а не автомобильный перевозчик. В свою очередь, грузополучатель должен отвечать за выезд со станции автоприцепа или вывоз кузовов.

Документ также предусматривает, что контрейлерные поезда могут формироваться на путях общего и необщего пользования, при этом их расформирование в пути не допускается.

Кроме того, контрейлерная перевозка должна осуществляться между станциями, которые открыты для такого рода операций. Однако при наличии отдельного договора между владельцем груза и железнодорожным перевозчиком транспортировка разрешается и между не открытыми для этого станциями.

Перевозка контрейлеров относится ко второму тарифному классу (по прейскуранту № 10-01). Плата начисляется в зависимости от длины автопоезда, прицепа, полуприцепа или съёмного кузова.

Участники рынка считают, что для развития контрейлерных перевозок необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы.

Как рассказала «Гудку» управляющий бизнес-партнёр АО «Первый федеральный контрейлерный оператор» Мария Сурина, существует ряд важных вопросов, которые не были учтены в новых правилах, к примеру пересечение контрейлерными поездами государственных границ.

«Документ аргументирует и чётко определяет, что такое контрейлерные перевозки. Однако он регламентирует только внутренние перевозки. Сделано это для того, чтобы реализовать возможность тарификации в системе ЭТРАН. Международные перевозки новыми правилами не регулируются. Также нет понимания порядка прохождения таможенного оформления, в частности досмотра на границе. Участники рынка не раз говорили, что документальную проверку необходимо осуществлять в пунктах погрузки-выгрузки, а не на таможенных постах. Кроме того, не вводится единый перевозочный документ, который должен упростить перевозку «от двери до двери», – пояснила она.

На момент публикации Федеральная грузовая компания на вопросы «Гудка» не ответила.

Гудок