03.08.09

Анализ рынка логистики в разгар лета 2009 г

Елин В.А., Председатель Совета Директоров ЗАО «Смарт Лоджистик Групп»,
Младинский А.В., Вице-президент ЗАО «Смарт Лоджистик Групп»,
Кулешова Ю., Руководитель отдела продаж ЗАО «Смарт Лоджистик Групп».em>

Что сегодня происходит на рынке логистических услуг?

Ответ: На рынке российской логистики в настоящее время полная тишь, но не благодать. Кризис проник в первую очередь к девелоперам складской недвижимости, а затем и к логистическим операторам по всей России. Судите сами, если до кризиса в России еще весной 2008 года услуги на ответственное хранении пользовались большим спросом, было много запросов от различных торговых компаний, дистрибуторов и производителей, то сейчас в середине лета 2009 года в запросы на профессионального логистического оператора почти иссякли. Ценовой барометр на услуги в логистике таков: весна 2008 г. - хранение одного европаллета в сутки 14-16 руб., вход-выход одного европаллета стоил 90-120 руб. за операцию, обработка одного короба стоила 5-6 руб. без НДС, то сегодня хранение одного европаллета в сутки уже составляет 7-9 руб., вход-выход одного европаллета стоил 50 -60 руб. за операцию, обработка оного короба стоила 2.5- 3.9 руб. без НДС. Почувствовали разницу!? Падение от стоимости услуг, составило практически 50%, от докризисного времени. Это произошло по причине тотальной оптимизации цепочки поставок товаров от производителей к ритейлерам. Способы оптимизации, например: хранение товаров на собственных площадях, включая уличное хранение, понижение класса склада с «А» «Б» на «С» «Д». Планы многих компаний изменились так же в сторону уменьшения объемов стоков товарных запасов. Ряд логистических операторов находится в пред банкнотном состоянии. Называть их не хотелось бы, может и выживут.

Как изменились объемы ранка?

Ответ: Такое ощущение, что рынок логистических услуг сжался примерно на 30-40%, а в некоторых секторах и больше. Так активно пострадала логистика работающая в сегменте капитального строительства и ремонта, перестали ввозить стройматериалы, сантехнику, фурнитуру и т.д. Это в первую очередь стало видно по международным автомобильным перевозкам, которые просели на 40-45 % по данным АСМАПА. Однако перевозки уменьшились не только по вине стройиндустрии, уменьшилось потребление продуктов питания элитных групп крепкого алкоголя, вина, сигарет, одежды, легковых автомобилей, автозапчастей, бытовой техники, спортивного инвентаря и др. Что собственно и повлияло на снижение объемов логистического рынка России.

Открываются ли новые склады?

Ответ: Вопрос почти риторический в период кризиса, но на него все-таки можно ответить. В настоящее время открываются лишь отдельные блоки в логопарках, где по каким-то причинам до кризиса, не были завершены общестроительные работы. В московском регионе, по заявлениям ряда риэлторов работающих со складской недвижимостью, откроется 1-2 новых складских комплекса Гиффлз и Агрокомплекс на юге Московской области. Так в первом полугодии 2009 года в эксплуатацию было введено более 300 000 кв.м. качественных складских площадей, что на 40% ниже показателя 2008 года.

С учетом динамики первого полугодия, количество ввода складских площадей может снизиться примерно в 2,5 раза к показателям 2008 года.

Строительство остальных складских площадей, анонсированных в начале 2008 года, заморожено на неопределенное время. Хотелось бы отметить, что на фоне стагнации в складском строительстве, крупнейший Российский девелопер Евразия Логистик завершает строительство своих грандиозных проектов в Казани и Новосибирске, продолжает строительство железнодорожной сети и контейнерной площадки в Домодедовском районе Московской области, ПЛК «Северное Домодедово».

Насколько они востребованы?

Ответ: Как ранее было отмечено, падение оборота торговых компаний и как следствие уменьшение объемов переработки товарных потоков логистическими операторами приводит к значительному снижению востребованности складских помещений. По нашей оценке спрос на готовые складские помещения упал примерно в 2 раза, по сравнению с тем же периодом 2008 года.

Какая наполняемость у складских помещений сегодня?

Ответ: В период кризиса складские помещения различного класса имеют различную заполняемость. В связи с оптимизацией своих логистических расходов многие потенциальные потребители складской недвижимости плавно перетекают в складские помещения пониженного класса и качества в надежде сэкономить. И действительно, склады класса «Б», «С» и «Д» наполнены на 60-70% , а склады класса «А» всего на 50-60%. Но с учетом гибкости ряда девелоперов работающих в складской недвижимости, в частности той же Евразии Логистик, имеющихся скидок и финансовых преференций, переезд в склад более низкого уровня если не бессмыслен, то как минимум затратен, на собственно сам переезд, потерю квалифицированного персонала не желающего ехать абы куда при переезде, и потерю эффективности как в хранении товара, так и его переработке при потере класса склада.

ЗАО «Смарт Лоджистик Групп»