30.06.11

Банановую логистику сделают цивилизованной

Чтобы наладить цивилизованную систему торговли продуктами питания, обеспечить продовольственную безопасность страны, необходимо создать товаропроводящую инфраструктуру с хорошо проработанной логистикой. С этой целью в Татарстане планируется организовать продовольственный оптовый логистический центр. Площадкой для реализации проекта мог бы послужить строящийся Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр (СММЛЦ).

О планах по созданию продовольственного оптового логистического центра в Татарстане вчера заявили на международной конференции в Казани. Конференция "Продовольственная безопасность. Перспективы развития оптовых продовольственных логистических центров в субъектах Российской Федерации" собрала представителей частных компаний и госструктур из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Оренбурга, Молдовы, Турции, Польши. Организатором мероприятия выступил Союз рынков РТ при поддержке Правительства РТ, Союза оптовых продовольственных рынков, Торгово-промышленной палаты РТ, общественной организации "Опора России".

Как отметил в докладе генеральный директор Союза оптовых продовольственных рынков России Сиражудин Нуралиев, Татарстан был выбран местом проведения конференции не случайно. Республика является одним из немногих регионов страны, обеспечивающих себя основными продуктами питания в полном объеме, отметил выступавший. В качестве еще одного подобного примера он упомянул Белгородскую область.

Сиражудин Нуралиев напомнил, что принятая в феврале 2010 года доктрина продовольственной безопасности России предусматривает 80-процентное самообеспечение страны продовольствием, что вполне подкреплено имеющимися ресурсами. Между тем сейчас уровень обеспеченности составляет лишь 50%. Проблема зависимости от внешних рынков в последние годы стала осознаваться на государственном уровне.

Сегодня разрабатывается Федеральная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы с объемом бюджетного финансирования 118 млрд. рублей. По мнению докладчика, в программу одним из основных разделов должно войти развитие инфраструктуры продовольственного рынка.

Чтобы реализовывать скоропортящуюся продукцию цивилизованно, существующая система оптовых продовольственных рынков не годится, считает президент Союза рынков РТ Наиль Сулейманов. Эта система не обеспечивает рациональную логистику, сквозной цикл товародвижения, прозрачность товарных потоков. Переход к рыночным отношениям и распад системы централизованных поставок сельхозпродукции привели к воцарению "дикого" посредничества, что больно ударило по аграриям. Как показывает мировая практика, необходимо создание логистических продовольственных центров в качестве площадки как для проведения торгов, так и хранения продукции. Тем самым цепочка производитель-оптовик-ритейлер не разрушится, а обретет новое качество, конкурентность отечественного производителя повысится.

Развивая начатую тему, президент Ассоциации плодоовощных оптово-розничных организаций Санкт-Петербурга Григорий Колотов отметил, что развитие товаропроводящей системы позволило бы увеличить объемы производимой селянами продукции. По его мнению, система перспективна и могла бы развиться до уровня продовольственных кластеров, организованных на принципах частно-государственного партнерства. "В ближайшее время она может заработать по всей стране", - считает предприниматель.

Татарстан является одним из потенциальных регионов, где имеются наиболее оптимальные условия для формирования и развития современной товаропроводящей инфраструктуры, уверен руководитель Союза рынков РТ. Эту идею наряду с другими участники вчерашней конференции высказали в обращении, адресованном Правительству России.

Местом размещения этого системообразующего объекта могла бы стать площадка Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (СММЛЦ). Он является пилотным проектом и предназначен для переработки грузопотоков федерального значения в рамках как существующих международных транспортных коридоров "Транссиб" и "Север-Юг", так создаваемого международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай". О потенциальных возможностях СММЛЦ участникам конференции рассказал первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Инсаф Хайруллин. Проект стоимостью 18,3 млрд. рублей начал реализовываться в 2010 году и должен быть завершен в 2015 году. На сегодняшний день в его инфраструктуру уже вложено 1,5 млрд. рублей. Инсаф Хайруллин уточнил, что к услугам участников продовольственного рынка в СММЛЦ будут предложены рефрежераторы, элеватор и склады, позволяющие хранить скоропортящиеся продукты.

Время и Деньги