20.05.05

Базовый аэропорт для "Базового элемента"

"Базовый элемент" может стать крупным аэропортовым оператором. Эта компания, уже контролирующая аэропорты в Краснодаре и Геленджике, не исключает покупки аэропорта Сочи, который Минэкономразвития планирует продать в следующем году. Эксперты оценивают этот актив примерно в $10 млн. "Примерно в 2000 году инвесторы стали проявлять интерес к аэропортовому бизнесу,- говорит ведущий эксперт ОАО "НИИ экономики авиационной промышленности" Олег Пантелеев.- Этому способствовали положительный пример группы "Ист Лайн", с 1998 года управляющей московским Домодедово, и рост доходов аэропортов от неавиационной деятельности".

В прошлом году операционная рентабельность Домодедово составила 42%, что сравнимо с рентабельностью нефтяного сектора. Поэтому все более или менее крупные финансово-промышленные группы устремились в аэропортовый бизнес. Так, в 2002 году группа "Ренова" Виктора Вексельберга стала акционером екатеринбургского Кольцово, в 2003 году правительство Москвы получило контрольный пакет Внуково, а Национальный резервный банк и "Альфа-групп" соревновались за право управления Шереметьево.

В прошлом году структуры, аффилированные с "Базовым элементом", сконцентрировали около 80% акций "Авиалиний Кубани", в состав которых, помимо авиакомпании, входят аэропорты Краснодара и Геленджика. "Базэл" уже начал подготовку строительства между Геленджиком и Новороссийском нового международного аэропорта с пропускной способностью до 800 тыс. пассажиров в год. "Базовый элемент" может стать и владельцем сочинского аэропорта, входящего в десятку ведущих аэропортов страны. В прошлом году его пассажиропоток составил 1,2 млн человек.

Вчера Минэкономразвития направило в правительство документы по приватизации аэропорта Сочи (Адлер). По словам директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования МЭРТ Игоря Гречухина, проект указа президента об исключении ФГУП "Аэропорт Сочи" из списка стратегических предприятий был согласован с Минтрансом. "Отсутствие единого оператора и нахождение аэропорта в госсобственности не позволяет привлекать частные инвестиции в дальнейшее развитие аэропортовой инфраструктуры Сочи",- цитирует чиновников "Интерфакс". По данным источников агентства, сочинским аэропортом помимо "Базэла" интересовалась также группа "Ист Лайн". Но в пресс-службе группы "Бизнесу" заявили, что "Ист Лайн" не собирается покупать новые аэропорты.

""Ист Лайн" - пока единственная организация, которая умеет приводить в порядок аэропорты и управлять ими. Но сейчас им есть чем заняться: новые взлетно-посадочные полосы строить и увеличивать пропускную способность Домодедово",- говорит гендиректор консалтинговой группы Infomost Борис Рыбак. Источник "Бизнеса" в "Базовом элементе" заявил, что компания "не исключает возможности участия в торгах", подтвердив тем самым свой интерес к объекту. Но более подробно обсуждать эту тему собеседник отказался до приватизации аэропорта. В планах Минэкономразвития и Минтранса - передать в августе недостроенное здание нового терминала аэропорта в ФГУП "Аэропорт Сочи", а затем в ноябре-декабре акционировать ФГУП, проведя инвентаризацию имущества комплекса.

Если правительство одобрит эти планы двух министерств, то аукцион по продаже акций АО, созданного на базе ФГУП, может состояться уже весной следующего года. Борис Рыбак, исходя из объемов перевозки и приблизительных данных о финансовом состоянии аэропорта Сочи, оценивает актив примерно в $10 млн. Но эксперт отмечает, что аэропортовый бизнес в России пока недооценен: компания, работающая в этом секторе, стоит 60% от своего годового оборота. Но с приходом в отрасль серьезных инвесторов, аэропортовый бизнес будет дорожать, достигая мировых показателей - 150% от годового оборота.

Бизнес