13.04.07

Белоруссии предложили единый тариф

Министерство транспорта России подготовило проект межправительственного соглашения с Белоруссией о создании равных тарифных условий при железнодорожных перевозках экспортно-импортных грузов.

Заместитель директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Сергей Тугаринов сообщил «Гудку», что документ заменит временное положение. Оно было подписано 12 апреля 2002 года и также предусматривало создание равных условий перевозок грузов между двумя странами. Но срок его действия истек.

В проекте нового соглашения предусматривается, что расчет провозных платежей за перевозки белорусских экспортных грузов по территории России и российских грузов, отправляемых в Калининградскую область транзитом через Белоруссию, будет осуществляться по внутрироссийским тарифам.

Минтранс Белоруссии первым распространил информацию о проекте нового документа. По сообщению белорусской стороны, он «уже согласован со всеми заинтересованными российскими министерствами и ведомствами».

Между тем в Минтрансе РФ «Гудку» в течение двух дней так и не смогли предоставить информацию о проекте соглашения.

Как рассказал «Гудку» генеральный директор Агентства управленческих технологий Сергей Лопарев, между Белоруссией и Россией практически всегда действовали отдельные соглашения для выравнивания тарифов. «Фактически на белорусских железных дорогах применялись российские тарифы, у нас был один и тот же Прейскурант».

Сергей Лопарев считает вполне логичным заключение нового соглашения, раз временное перестало действовать: экономики двух стран связаны общими схемами поставок грузов.

«В согласованной тарифной политике государств – участников СНГ и стран Балтии тарифы отличаются от внутреннего российского Прейскуранта 10-01. Как правило, они выше. Если переходить на эти тарифы, произойдет увеличение стоимости перевозок грузов. И тогда многие перевозки между Белоруссией и Россией просто остановятся», – отметил господин Лопарев.

Однако директор Ассоциации собственников подвижного состава (АСПС) Софья Каткова не исключает, что с вступлением в силу соглашения с Белоруссией грузоотправителям придется пересмотреть логистические схемы продвижения грузов.

«Если транзит через Белоруссию будет осуществляться по внутрироссийскому тарифу, я не исключаю, что отменят действующую последние три или четыре года 15-процентную скидку на перевозки в адрес Калининградской области. В этих условиях привлекательность калининградских портов может снизиться, и грузопотоки переориентируются на российские порты Финского залива», – отметила директор АСПС в беседе с корреспондентом «Гудка». До сих пор грузоотправители использовали мелководные калининградские порты для промежуточной транспортировки наливных грузов, которые затем в Вентспилсе перегружаются на большегрузные танкеры.

По мнению профессора Финансовой академии при Правительстве РФ Олега Дунаева, выравнивание тарифов вполне укладывается в идею интеграции России и Белоруссии. «России это выгодно при перевозках в Европу. Выгода же Белоруссии в том, что транзитный поток грузов с российских предприятий идет через нее. Своей грузовой базы у Белоруссии нет.

Я бы на месте Минска еще меньше сделал тариф, потому что, чем больше грузов пойдет через страну, тем больше можно выиграть за счет эффекта масштаба», – отметил эксперт.

Сергей Тугаринов уточнил, что «при наличии соответствующей политической воли новое соглашение может быть подписано уже к осени 2007 года. Оно вступит в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего уведомления о выполнении необходимых внутригосударственных процедур.

До вступления в силу соглашение будет временно применяться сторонами с момента подписания».

«Гудок» 13.04.2007