23.01.17

Беспилотным фурам проложили дорогу

Росавтодор форсирует появление беспилотного грузового транспорта на российских дорогах. Как выяснила «Газета.Ru», ведомство включило в масштабный федеральный проект «Караван» тестирование автономно-управляемых грузовиков на открывающемся в Подмосковье полигоне. Испытания на уникальной для России площадке, по мнению чиновников, ускорят процесс внедрения технологий не только в России, но и странах ЕС.

Как рассказали «Газете.Ru» в Росавтодоре, в подмосковном поселке Шахово недавно был построен первый в России специализированный полигон для тестирования беспилотного грузового транспорта. Испытания грузовиков с автономным управлением включены в программу мероприятий в рамках национального проекта «Караван», который, в числе прочего, предполагает строительство тестовой трассы в Татарстане. Дорога появится, предположительно, в 2018 году, а тесты на площадке в Московской области стартуют уже в мае 2017 года.

«Результаты испытаний на полигоне ускорят процесс запуска фур с автопилотом на федеральных дорогах страны», — прокомментировал «Газете.Ru» информацию заместитель главы Росавтодора Игорь Астахов.

Экспериментальная площадка построена усилиями девелоперского холдинга TIS по заказу транспортной компании Traft, которая в 2017 году планирует завершить испытания существующих аппаратно-технических комплексов для беспилотного управления и осуществить первый коммерческий рейс беспилотным грузовиком из своего автопарка, о чем сообщала «Газета.Ru». В ближайших планах перевозчика — запуск сезонного движения беспилотных грузовиков между Москвой и Краснодаром в летний период.

Главная особенность полигона — программируемая изменчивость его ландшафта,

что позволит создавать беспилотнику эффект непредсказуемой дорожной обстановки, как это бывает в реальной жизни. Кроме того, на полигоне воссозданы все типы дорожных покрытий.

«Предусмотрены три вида дорожного полотна — идеальный новый асфальт с четкой разметкой, покрытие средней степени потертости с колеями, а также покрытие высокой степени износа с минимальным количеством разметки, — говорит «Газете.Ru» исполнительный директор Traft Артур Мурадян. — Статичные и подвижные блоки разного размера и цвета имитируют различные транспортные средства — поток автомобилей. Предусмотрена и полоса разгона для анализа работы системы экстренного торможения на скорости 20, 40, 60 и 80 км/ч при различной степени загрузки фуры (5, 25, 50 и 100%)».

С августа 2017 года полигон сможет принять и других автопроизводителей, занимающихся разработкой и тестированием беспилотников. Соответствующие приглашения уже отправлены в российские представительства ряда компаний, в их числе VolgaBus, Volvo, Sollers.

Все разработки в этой области, которые ведутся российскими и зарубежными компаниями, аккумулируются Росавтодором, поясняют в пресс-службе ведомства его роль в развитии беспилотников.

«Наша задача — обобщить опыт компаний, заложить успешные испытания в нормативную базу, позволить развиваться этим технологиям в России не обособленно, а консолидированно с Евросоюзом, в том числе с нашими ближайшими соседями, например Финляндией, которые также активно работают в рамках «Каравана», — говорят в Роставтодоре. — Эволюция беспилотного транспорта имеет несколько этапов.

Системы будут совершенствоваться, и постепенно от транспортных средств, за которыми присматривает оператор, мы придем к полностью автономному транспорту, который будет двигаться в общем потоке. По нашей оценке, это произойдет ориентировочно к 2026 году.

Помимо технологий, нужны изменения в регламенте Таможенного союза, а также законодательной базы в области определения ответственности в случае ДТП».

В ноябре 2016 года глава Росавтодора Роман Старовойт призвал перевозчиков готовиться к переквалификации водителей-дальнобойщиков, которые уже через несколько лет могут быть вытеснены с рынка в связи с развитием беспилотного грузового транспорта. На это отреагировали в Госдуме. Председатель комитета нижней палаты по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов тогда говорил, что на внедрение такой технологии уйдет гораздо больше времени, а такие заявления опережают ситуацию. Для того чтобы оставить всех дальнобойщиков не у дел, по мнению Нилова, понадобится отдельная инфраструктура, которую придется создавать с нуля.

Как ранее писала «Газета.Ru», на развитие беспилотных технологий в России в рамках ассоциации «Автонет» в 2017 году может быть потрачено около 7 млрд руб.

(в ассоциацию входят российские компании, занимающиеся разработками в данной отрасли, — КамАЗ, Группа ГА», ФГУП «НАМИ», ПАО «Соллерс» и «АвтоВАЗ»). Половина этой суммы будет перечислена в «Автонет» из государственного бюджета, остальные средства инвестируют сами члены сообщества. Главным образом компании намерены сконцентрироваться над работой по созданию беспилотных грузовых транспортных средств, поскольку положительный эффект от этого направления можно монетизировать гораздо быстрее, нежели от внедрения беспилотных легковых автомобилей.

Газета.Ru