13.09.07

Безмолвное присутствие Китая

Страны Балтии сегодня активно стремятся привлечь внимание представителей Китая к своим портовым мощностям. В свою очередь китайцы, побывавшие здесь, отвечают взаимным интересом – в частности, к латвийским портам, отмечая их развитую инфраструктуру. Однако при этом все эксперты единодушно отмечают, что потенциал сотрудничества Балтийского региона с Поднебесной пока не используется в достаточной мере.

В своем стремлении разработать «Новый шелковый путь» каждая из трех балтийских республик всячески популяризирует свои возможности, перспективы и преимущества. В Эстонии – это предприятие Tallinna Sadam (Таллиннский порт) с пятью крупнейшими гаванями, в Латвии – три ведущих порта Вентспилс, Рига и Лиепая, в Литве – Клайпедский морской порт. В каждой из балтийских стран есть специализированные портовые мощности, которые могли бы быть выгодны для китайских грузоотправителей. Все они имеют современную инфраструктуру, которая постепенно совершенствуется в ходе жесткой конкурентной борьбы за грузы и будущие грузопотоки на Балтике. Владельцам грузов есть из чего выбирать; однако лучший контейнерный сервис – за счет двух специализированных терминалов – может предоставить пока что литовская Клайпеда.

Но и Латвия также стремится не отставать в этом сегменте. Как сказал Андрис Аралис, председатель правления Рижского порта, уже заключен договор на аренду значительного участка земли для строительства нового контейнерного терминала мощностью 2 млн TEU в год. Он станет звеном в доставке грузов из Китая через территорию Казахстана и России к портам стран Балтии.

А латвийская компания Central European Asian Gateway (CEAG), руководители которой являются основателями мультимодального логистического центра под латвийским городом Екабпилс, до конца текущего года планирует запустить пилотный поезд по маршруту Екабпилс – морские порты Китая. По мнению члена правления CEAG Нормунда Круминьша, состав пойдет с одной остановкой на границе Казахстана с Китаем. Предполагаемое время в пути – 18 дней. В компании считают, что через пять-семь лет по маршруту будет перевозиться до 180 тыс. контейнеров в год.

Идея перспективна, однако сам маршрут отработан лишь в теории. Более того, в CEAG планировали в течение лета уже запустить первый поезд, который до сих пор остается «в проекте» – хотя на улице осень.

Ну а реальный плод сотрудничества между Латвией и Китаем – возведение гигантского комплекса по переработке газа в Вентспилском порту. (Кстати, в Вентспилсе перегружается около 3 млн тонн в год калийных удобрений для нужд Поднебесной.) Как рассказал Илья Подколозин, руководитель департамента Латвийского агентства инвестиций и развития, в порту планируется строительство завода по производству СПГ, который затем будут закачивать в танкеры и отправлять в Китай. Инвестиции в этот проект (под который уже зарезервировано 90 га портовой территории), по предварительным данным, составят около $6 млрд – к слову, это годовой бюджет Латвии. К настоящему моменту представители государственной китайской энергетической компании уже зарегистрировали в Латвии свою компанию и готовы возводить всю необходимую дорогостоящую инфраструктуру...

Безусловно, основное преимущество Балтии для китайского транзита –географическое положение, именно здесь проходит один из наиболее удобных путей для дальнейшей транспортировки грузов в Европу и далее.

Китайские специалисты отмечают, что при более конкурентоспособном тарифе, надежности, безопасности и удобной операционной системе транзит по Транссибу в Европу для китайских грузовладельцев мог бы значительно вырасти. Но конкуренция между железнодорожным и морским транспортом пока складывается в пользу последнего. Транспортировка по морю более надежна несмотря на длительность – 40 дней.

При этом китайские партнеры, по их же собственным заверениям, рассматривают Латвию, Литву и Эстонию не как конкурентов, а как единый регион. Так, может быть, стоит создать в одном из балтийских портов крупный логистический центр, ориентированный именно на работу с КНДР, из которого товары могли бы распределяться в направлении всех государств Балтии? По мнению экспертов, это именно тот сценарий, при котором работы хватит всем, и тогда надо будет говорить в первую очередь не о конкуренции, а о сотрудничестве?

РЖД-Партнер; 13.09.07