10.07.08

Больше грузов хороших и разных

На днях мой приятель, взрослый человек, признался, что до сих пор, как в детстве, может коротать время, считая вагоны в проходящих мимо грузовых железнодорожных составах. Правда, теперь только на переезде, когда стоит в очереди перед опущенным шлагбаумом. Впрочем, считать вагоны, а вернее, перевозимые ими тонны, отнюдь не детская забава. Прошел ровно год с тех пор, как корабль под названием LDz Cargo пустился в самостоятельное плавание, миновав рифы и подводные течения реструктуризации, результатом которой стало отделение от материнской компании ГАО Latvijas dzelzcels. Об итогах этого года и прогнозах на будущее «Час» беседует с председателем правления LDz Cargo Эриком Шмукстсом.

Уже год за грузовые перевозки по Латвийской железной дороге отвечает LDz Cargo Эрик Шмукстс.

Реструктуризация: без жертв и разрушений

- Последние данные о результатах работы компании за полгода обнадеживают и вселяют уверенность, что отличный результат - грузооборот Латвийской железной дороги, который был достигнут в прошлом году (52,164 млн. тонн), - будет превзойден в этом.

- Скорее всего так и произойдет, хотя рост не станет очень большим, можно прогнозировать, что оборот вырастет в пределах 2- 3%.

- Увеличение грузооборота можно связывать с успешной реструктуризацией или благоприятной конъюнктурой рынка?

- Наверное, было бы нескромно все ставить в заслугу себе самим. Но могу сказать, что заслуги есть. Они уже в том, что в результате масштабной перестройки нам удалось не только не ухудшить показатели нашей работы, но, наоборот, - улучшить их. Реструктуризация железной дороги - это достаточно трудоемкий процесс. Он предпринимался во многих странах, в частности в Германии, Швеции, Великобритании. Но везде был сопряжен с проблемами и снижением эффективности. Нам же удалось успешно перенять все функции и обязательства Управления грузоперевозок Latvijas dzelzceпр, не сломать механизм взаимодействия со всеми службами, не нарушить связи с деловыми партнерами, наконец, не раздуть штат, как это обычно бывает, когда одна компания делится на несколько. И это заметили наши партнеры, в том числе в соседних странах. Вернее, они благодарили нас за то, что не заметили перемен - наше взаимодействие как всегда шло слаженно, поезда следовали по графику, платежи поступали вовремя.

На нужных направлениях

- Одним из преимуществ реструктуризации называлась возможность более плотно заняться коммерческой деятельностью, активнее привлекать новых грузоотправителей. Воспользовались ли вы ею?

- Действительно, мы стали более свободны от догм, которые были связаны с тем, что Latvijas dzelzceпр является государственным предприятием. Мы специально создали фирму LDz Cargo loмistika, сами занимаемся экспедированием грузов. Сейчас нет понятия - латвийская или, скажем, литовская железная дорога. Есть направления - север, юг. И в сегодняшних условиях самое важное - «сесть» на направление, закрепиться на нем, что мы и стараемся делать в условиях конкуренции, ищем новых партнеров. В частности, мы стали агентами крупнейшего российского контейнерного оператора «Трансконтейнер». Развиваем сотрудничество в Китае и Казахстане. Договариваемся о сотрудничестве с российской «Первой грузовой компанией». Постоянно участвуем в международных конференциях. Поддерживаем личные контакты, у железнодорожников это очень важное условие для успешного ведения бизнеса.

- Одна из задач реструктуризации железной дороги - либерализация связанного с ней бизнеса. Не стала ли LDz Cargo монополистом в области грузовых перевозок?

- Нет, мы работаем на таких же условиях, как и другие экспедиторы, например Baltic tranzоtu serviss, Baltijas ekspresis, также боремся за контракты.

Порты - слабое звено

- Наверное, нельзя говорить о грузооборотах железной дороги без отрыва от портов. Они у нас, как стало очевидно в последнее время, не резиновые. И если бы вкладывались деньги в их развитие и расширение, то и грузооборот LDz Cargo рос бы стремительнее.

- Да, действительно, латвийские порты хорошо развивались в начале 90-х. Потом на фоне разговоров о том, что Россия прекратит им давать грузы, успокоились. И в последние 10 лет почти ничего не делали для развития, поэтому потеряли очень много времени. Сейчас они не готовы обслужить дополнительные объемы. Грузы, прежде всего речь идет о темных нефтепродуктах, а это миллионы тонн, идут мимо. Контейнеры тоже. Хотя справедливости ради стоит сказать, что хорошую активность демонстрируют в Лиепайском порту, действуют динамично и конструктивно. Хотя там терминалы довольно маленькие, но зато они работают интенсивно. Происходит углубление акватории, порт за свои средства построил новый железнодорожный парк, который заметно облегчает доступ составов в порт. Он передан в управление LDz Cargo.

Грузы есть и будут

- Россия пересматривает дискриминационные тарифы на перевозку грузов по железной дороге в направлении собственных портов и портов стран Балтии. Почувствовалось ли это?

- Да, конечно. Уже понемногу, маленькими партиями, но начинают возвращаться металлы и другие грузы, которые мы теряли из-за повышенных тарифов из Российской Федерации в направлении наших портов. Сейчас еще по отдельным позициям разница в стоимости перевозки в наши порты и российские составляет 10- 15% не в нашу пользу. Но это уже значительно меньше, чем раньше. А с будущего года тарифы должны фактически сравняться.

- Как меняется в последнее время структура грузов?

- В связи с тем, что цены на нефть бьют очередные рекорды, мы чувствуем на себе снижение спроса на нефть и нефтепродукты - их перевозится меньше. Но растут объемы перевозки угля, который многие используют как альтернативу нефтепродуктам. Хорошую динамику роста показывают контейнерные перевозки. Зерно ведет себя по-разному, здесь рост объемов тормозит нехватка специального подвижного состава. Но главное, где мы теряем и с чем нам приходится мириться, - это уменьшение объемов перевозки минеральных удобрений. Как ни крути, а Клайпеда для белорусов на 220 километров ближе. Конечно, они пытались уговорить нас на снижение тарифов. Но заниматься перевозками, не получая от этого прибыли, согласитесь, было бы странно.

Цифры

За первые шесть месяцев 2008 года дочернее предприятие компании Latvijas dzelzceпр LDz Cargo перевезло 27,835 млн. тонн грузов - на 9,3% больше, чем за тот же период 2007 года. В том числе импортных грузов перевезено на 10,3% больше - 23,244 млн. тонн, из них через припортовые станции - 20,883 млн. тонн (+13,2%). Сухопутный транзит увеличился на 8,4% - до 2,621 млн. тонн, экспортные перевозки - на 6,2%, до 1,205 млн. тонн. Внутренние грузоперевозки сократились на 9,7% - до 765 тыс. тонн.

Нефтепродуктов за полгода перевезено 10,309 млн. тонн (+11,1%), каменного угля - 8,83 млн. тонн (+25,1%), Химических грузов - 1,205 млн. тонн (+47,9%), металлов - 1,484 млн. тонн (+9,7%), зерна и продуктов его помола - 550 тыс. тонн (+18%), контейнеров - 27 382 единиц TEU (+6,6%), минеральных веществ - 895 тыс. тонн (-2,6%), древесины - 551 тыс. тонн (-36,4%). В июне 2008 года грузооборот LDz Cargo составил 4,536 млн. тонн - на 1% больше, чем в июне 2007 года. За первые шесть месяцев 2007 года грузооборот LDz Cargo составил 25,467 млн. тонн, за весь 2007 год - 52,164 млн. тонн, на 3,433 млн. (7%) больше, чем в 2006 году.

справка

4 июля 2007 года Регистр предприятий Латвии зарегистрировал реорганизацию ГАО Latvijas dzelzceпр. Таким образом закончился процесс, начатый еще в 1999 году и направленный в заключительную фазу решением Кабинета министров от 10 мая 2005 года. Созданный министерством сообщения комитет по надзору за выполнением реструктуризации LDz, председателем которого стал министр сообщения Айнарс Шлесерс, и рабочая группа LDz по реструктуризации совместно с консультационной фирмой ООО Ernst & Young Baltic разработали новую бизнес-модель LDz и провели организационные мероприятия по ее внедрению.

Реструктуризация столь крупного государственного акционерного общества, как Latvijas dzelzceпр, и последовавшая за ней реорганизация фактически означают кардинальное преобразование структур целой отрасли народного хозяйства, хотя процесс и не имел явно выраженных внешних признаков. Если до них в основе деятельности ГАО LDz лежала организация перевозок, то после реорганизации главной сферой бизнеса LDz является продажа услуг инфраструктуры публичного пользования, содержание и развитие рельсовых путей, чтобы перевозочный бизнес стал доступен всем, кто желает им заниматься и соответствует требованиям, предъявляемым к железнодорожным перевозчикам в законодательствах ЕС и Латвии.

Управлять созданным концерном было невозможно теми же методами, как руководить некогда унитарным предприятием. Как LDz, так и его дочерним предприятиям принадлежат собственное место и роль в создании и работе новой системы железнодорожного транспорта. Каждое из них должно отвечать за свой сектор бизнеса.

Материнское предприятие - ГАО Latvijas dzelzceпр - является управляющим железнодорожной инфраструктурой, которая обеспечивает основные и дополнительные услуги инфраструктуры всем перевозчикам на основании принципа равенства, а также руководит зависимыми от LDz дочерними обществами.

В результате реорганизации были выполнены требования директив Европейского союза о либерализации рынка в сфере железнодорожного транспорта, отделения содержания железнодорожной инфраструктуры и распределения ее мощностей от перевозок по железным дорогам публичного пользования. Реорганизация LDz полностью обеспечивает принцип прозрачности финансовых потоков, так как четко определяются сферы деятельности, ответственность и расходы на выполненную работу.

Наряду с четырьмя уже существовавшими дочерними обществами LDz год тому назад к самостоятельной работе приступили еще три дочерних предприятия: LDz infrastruktыra, LDz Cargo и LDz ritoрв sastвva serviss.

LDz cargo занимается внутренними и международными грузовыми перевозками и связанными с ними дополнительными услугами и услугами логистики.

LDz infrastruktыra в основном по заказу LDz, но не только, отвечает за строительство железнодорожных путей, их капитальный ремонт, проводит другие работы, связанные с модернизацией инфраструктуры.

LDz ritoрв sastвva serviss осуществляет ремонт, обслуживание и экипировку железнодорожного подвижного состава, занимается хранением горючего и его реализацией железнодорожным перевозчикам. Его услуги доступны всем перевозчикам и собственникам подвижного состава.

Информационный портал Даугавпилса; 10.07.07