14.09.15

Борьба за грузы

Скидки на транзитные перевозки из-за удорожания курса валюты не привели к их росту

Через железнодорожно-паромное сообщение Балтийск – Усть-Луга за восемь месяцев перевезено свыше 16 тыс. вагонов, что на 57% больше, чем годом ранее. А в сухопутном сообщении грузопоток на калининградском направлении упал, что вызывает беспокойство у дорог-транзитёров.

Об этом, в частности, шла речь на Балтийском транспортном форуме в Калининграде.

Отток грузов с сухопутного направления на паромы беспокоит железные дороги-транзитёры соседних государств: с начала года они потеряли от сокращения транзита в среднем 18%. По словам начальника Калининградского управления ФГУП «Росморпорт» Андрея Мошкова, Литва и Белоруссия вводят скидки на железнодорожные тарифы. Заместитель директора Дирекции по грузовым перевозкам АО «Литовские железные дороги» Саулюс Стасюнас подтвердил, что в этом году номенклатура грузов, на провоз которых предоставляются скидки, расширена с 19 до 35 позиций. Однако рост курса валюты, которой оплачивается транзит, не делает сниженные тарифы приемлемыми для большинства грузовладельцев.

Положительная динамика в перевозках через железнодорожно-паромную переправу появилась в том числе благодаря упрощению таможенных операций в отношении товаров Таможенного союза ЕАЭС, перемещаемых по этому маршруту. «Теперь морские перевозки сообщением Балтийск – Усть-Луга, которые осуществляются без захода в морские порты государств, не являющихся членами ЕАЭС, производятся без помещения товаров под процедуру таможенного транзита», – уточнил первый заместитель начальника Калининградской областной таможни Алексей Холеменко.

В свою очередь, калининградские железнодорожники совместно с коллегами с паромного терминала работают над сокращением времени обработки паромов. А Калининградский ТЦФТО недавно разработал и внедрил договор Take-or-Pay, который закрепляет за клиентом гарантированное количество мест на пароме.

По словам первого заместителя начальника Калининградской дороги Сергея Серги, эксплуатационный оборот магистрали за 8 месяцев упал на 17%, а собственная погрузка снизилась на 5,2%. При этом железнодорожники делают всё возможное, чтобы привлечь грузы, формируют индивидуальные предложения, предлагают комплексную услугу. Дважды в месяц на Москву отправляется контейнерный поезд. Активно прорабатывается вопрос организации перегруза с широкой колеи на узкую на станциях Дзержинская-Новая и Черняховск. Это позволит направлять грузы из Калининграда в Польшу и далее в Восточную Европу, а также из Польши в Россию и Казахстан.

«Железная дорога – наиболее надёжный способ доставки, но он также требует изменений», – отметил министр по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли регионального правительства Дмитрий Чемакин. В качестве примера он привёл стоимость транспортировки груза с востока страны в Калининград: 2/3 затрат при перевозке на расстояние свыше 5 тыс. км уходят на провоз через Литву и Белоруссию.

Есть проблемы и у портовиков. «Транзита как такового нет, 98% контейнеров поступают для нужд Калининградской области, для наших производств», – сообщил Андрей Мошков.

Калининградские портовики проигрывают балтийским коллегам и по производственным возможностям. При средней глубине морского канала 9 м в порт могут заходить суда с максимум 30 тыс. тонн груза. Порты Гданьска и Клайпеды с глубиной 15–16 м привлекают суда большей грузоподъёмности, что, безусловно, выгоднее грузовладельцам. Советник губернатора Калининградской области Алексей Клюнеев отметил в этой связи, что руководство региона продолжит добиваться создания глубоководного грузового порта.

Облегчить условия перевозок для производителей области должно постановление правительства о субсидировании затрат на перевозку продукции, произведённой в анклаве, в другие регионы России, которое вступит в силу 1 апреля 2016 года. Однако действие этого документа не распространяется на грузоперевозки в обратном направлении.

Гудок