25.01.11

Транспортная логистика России готовится к прыжку

Елин В.А., Председатель совета директоров ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" (SLG), кандидат технических наук.

После завершения мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., в транспортной логистике России, конца 2010 г. и начала 2011 г., появились признаки улучшения положения дел. Увеличилась активность традиционных заказчиков на перевозки от крупных торговых сетей, дистрибьюторов и производителей товаров, логистических центров обслуживающих товарные потоки, и от участников ВЭД, обеспечивающих, в частности, импортный поток грузов в Россию. Так, по данным статистики ФТС РФ, в первом квартале 2010 года, каждый месяц, наблюдался прирост импорта в пределах 15-20%. Это очень позитивный тренд для российской транспортной логистики, пережившей не самые лучшие времена в период последнего мирового экономического кризиса. Учитывая особую популярность и высокую емкость перевозок грузов железнодорожным и автомобильным транспортом по России, отследим эту динамику за длительный период на Рис.1.



Рис. 1. Динамика перевозки грузов железнодорожным и автомобильным видами транспорта, млн. тонн. Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ (Росстат).

Как видно на Рис.1, дела в транспортной отрасли России были еще хуже только в период предыдущего мирового экономического кризиса (1997-1998 гг.). Тогда, провал в перевозках составил более 50%, но и экономика России была значительно слабее!

В связи с тем, что итоги 2010 года по описываемым видам транспорта еще не подведены ни в Росстате, ни в других агентствах, возможно, только экспертно оценить объемы грузоперевозок железнодорожным и автомобильным транспортом за 2010 г. и сделать прогноз на 2011 г.

В частности, согласно данным Федеральной службы государственной статистики РФ, изменения в объемах грузоперевозок в 1-м квартале 2010 года по сравнению с 1-м кварталом 2009 г имеют положительную динамику (рис.2):

- железнодорожного - 977,2 млрд. (112,9%),
- автомобильного - 89,8 млрд. (109,3%),
- морского - 49,9 млрд. (108,3%),
- внутреннего водного - 18,4 млрд. (110,2%),
- воздушного (транспортная авиация) - 2,2 млрд. (145,6%).



Рис. 2. Изменение перевозок грузов и грузооборота в I полугодии 2010г. к I полугодию 2009г. Источник: ФСГС РФ (Росстат) и Аналитический обзор Транспортно-логистического рынка России за 2010 год, ЕАЛА.

Наши экспертные оценки по приросту грузооборота в 2010 году по сравнению с 2009 г., по-видимому, могут находиться для железнодорожного транспорта в пределах 12-13%, для грузового автомобильного транспорта могут быть в пределах 9-10% . Прогнозы на 2011 г. по приросту грузооборота для железнодорожного транспорта могут находиться в пределах 14-16%, а прирост грузооборота для грузового автомобильного транспорта в 2011 г. может составить в пределах 11-12 % по сравнению с 2010 г.

Ключевые факторы выхода из кризиса транспортной отрасли в целом и транспортной логистики в частности - это конечно рост потребления наших граждан. А так же другие факторы, например: уменьшение безработицы, активное привлечение инвестиций в нашу страну, размораживание докризисных инвестиционных проектов и программ, более активная модернизация транспортной инфраструктуры, увеличение ипотечного и потребительского кредитования. Улучшение не на словах, а на деле - бизнес-климата для малых предприятий и, передача им - части подрядов и работ из государственных заказов. Перевод государственной программы "автохлам в обмен на новый автомобиль" в отрасль для грузовых автоперевозок, а затем и для автомобилей перевозящих людей. Причем, такая программа должна действовать постоянно, при наступлении определенного возраста автомобиля. Естественно возвращение на рынок России большего объема лизинговых операций для автомобильного грузового транспорта.

Отраслям транспортной и складской логистики не хватаем более живого и эффективного администрирования со стороны чиновников профильных министерств в развитии программ, видения развития отраслей лет эдак на 50, а лучше на 100 лет. Все, что связано с транспортом, а особенно с транспортной инфраструктурой имеет длительный горизонт событий. Чтобы в будущем знать кто из чиновников и в чем виноват необходимо оценивать их вклад в развитие отрасли. К сожалению, пока оценить качество государственного регулирования в транспортной и логистической отрасли возможно только опосредованно, в частности, на основании международных рейтингов по соответствующим отраслям России. Но уже и этот полезный взгляд со стороны дает многое для спроса, кто и что сделал в нашей стране.

Вначале 2010 года, Всемирный банк завершил очередное исследование уровня развития логистической отрасли в различных странах мира.

Рейтинг стран формировался на основе индекса развития логистики (Logistics Performance Index - LPI). По итогам этого рейтинга в 2009 году Россия заняла 94-е место из имеющихся 155 мест в этом списке. Прогресс был не велик, РФ поднялась всего лишь на 5 позиций по отношению позиций предыдущего исследования, проводимого в 2007 году.

Первые пять мест в рейтинге заняли: Германия, Сингапур, Швейцария, Нидерланды и Люксембург. Ближайший территориальный сосед России - Финляндия - на 12-м месте (+3 строчки вверх с момента предыдущего исследования).

Россию в рейтинге обгоняют не только признанные логистические лидеры, но и такие далекие от понятия логистики страны, как: Коста-Рика, Уганда, Гондурас, Сирия, Конго, Гватемала и Египет.

Среди стран БРИК Россия, как и в 2007г., занимает последнюю позицию.

Судя по рейтингу, лучше всего, по мнению международных компаний, в России обстоит ситуация с логистической инфраструктурой (по этому показателю мы занимаем 83-е место), хуже всего - с таможенным сервисом (115-е место). При этом по сравнению с 2007 годом улучшилось состояние инфраструктуры (+10 позиций), качество таможенного обслуживания (+21 позиция), возможности отслеживания груза (+22 позиции).

Практически без изменений остались: показатель своевременности доставки, по которой мы на 88-м месте (-1 позиция) и качество международных перевозок (+1 позиция). А вот уровень логистической компетенции специалистов упал - по этому показателю Россия опустилась с 83 места на 88-е место в рейтинге. (Аналитический обзор Транспортно-логистического рынка России за 2010 год, ЕАЛА).

Тем не менее, за прошедший период 2010 года в отрасли было и много позитивных моментов. Так, 10 июня 2010 года, в Москве в отеле "Ренессанс Москва" состоялось подведение итогов VIII Церемонии награждения участников ежегодного рейтинга "Логистический оператор России". Настоящий рейтинг является уникальным рейтингом для российского рынка, так как он способствует развитию и реализации логистических стратегий и технологий.

В июле 2010 г. утверждена "Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте", в исполнение Указа Президента РФ от 31 марта 2010 года "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте".

Подписано заявление о вступление в действие Таможенного кодекса. В отношении трех стран он применяется с 6 июля, для России и Казахстана - с 1 июля 2010 г. При этом, на территории РФ и Казахстана, правила Таможенного союза начали применяться ни с 1 июля, а с 6 июля 2010 г. образовалась Единая таможенная территория Белоруссии, России и Казахстана.

В июле 2010 г. принято решение о создании Федерального дорожного фонда.

В сентябре 2010 г.- завершено строительство автомобильной дороги "Амур" (Чита-Хабаровск), с покрытием капитального типа общей протяженностью 2 тысячи 97 километров.

В сентябре 2010 г. - завершена реконструкция второй взлетно-посадочной полосы аэропорта "Толмачево" в Новосибирске.

В октябре 2010 г. завершена реконструкция второй взлетно-посадочной полосы аэропорта в Сочи. (Источник: "Российская газета").

В ноябре 2010 г. - подписан меморандум о взаимопонимании, касающийся организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив в ходе заседания российско-украинской межгосударственной комиссии.

Для того, чтобы транспортная и логистическая отрасли имели потенциал развития после кризиса, власти России обязаны с должным вниманием отнестись к нашим проблемам. В свое время, когда кризис был в самом пике в России, Правительство РФ и Минфин РФ вовремя поддержали банковский сектор. Теперь пришло время помогать выжившим после кризиса транспортным и логистическим компаниям. Для этого необходимо разработать и внедрить комплексную программу оздоровления этих важных, для нашей, страны отраслей. Если коротко, суть программы: помощь в льготном и долгосрочном кредитовании реального сектора экономики - отечественных транспортных компаний, логистических операторов, производителей складского оборудования и программного обеспечения. Необходимо помочь девелоперам начатых, но не завершенных складских комплексов. Всё остальное мы сделаем сами, своими руками и на основе собственных планов.

Основным тормозом развития транспортной отрасли России можно считать изношенность и недоразвитость дорожной, складкой и железнодорожной инфраструктуры. Обратите внимание на Москву, как центр сосредоточия транспортных потоков. Большая часть ж/д площадок, принимающих контейнеры, и железнодорожных тупиков находится внутри МКАД, а некоторые даже внутри садового кольца. Куда большегрузному автотранспорту ходу нет. Внешних же железнодорожных узлов, в московской области крайне мало, а те, которые все-таки работают, малы по размерам и низко производительны. Та же проблема с автомобильными дорогами, транспортными развязками, автомобильными грузовыми стоянками, я уж не говорю о пригородных мотелях. Фактически, такая же ситуация в Санкт-Петербурге и в других городах, где численность населения составляет больше миллиона чел. В общем, надо закатив рукава работать, работать и еще раз работать, не разгибая спины. Надо увеличить количество подрядчиков и исполнителей инфраструктурных проектов, смело приглашать принимать в них участие малый и средний бизнес. Китайцы за период кризиса 2008-2009 гг. построили более 11.000 км. качественных скоростных автодорог (По информации РБК). А у нас в этот период только росла безработица, достигая по официальным данным Росстата в 2009 г. своего максимума 6.17 млн. трудоспособных безработных. Лом и лопату им в руки, и мы обогнали бы Китай по дорожному строительству в период мирового экономического кризиса 2008-2009 гг.!!!

Москва,
25 декабря 2011 г.