08.02.05

Будущее за логистическими центрами

В качестве факторов, положительно влияющих на развитие логистических центров (ЛЦ) в России, можно перечислить следующие: развитие экономики России, развитие торговых сетей, приход крупных западных компаний, растущий спрос на логистические услуги. Отрицательные факторы: административные барьеры, недостаточные инвестиции, слабая консолидация клиентов и операторов, малодоступность кредитных ресурсов, низкое качество персонала, низкий технологический уровень.

В качестве основных потребителей услуг логистических центров были названы торговые, транспортные, промышленные, экспедиторские и складские компании.

Был отмечен пока еще очень низкий уровень государственной поддержки деятельности логистических центров. По мнению присутствующих представителей логистического бизнеса, для развития логистических центров государством должны быть предприняты следующие меры: создание льготных условий для инвестирования в инфраструктуру логистических центров, а также для пользователей услуг логистических центров; создание соответствующих структур, разработка нормативно-правовой базы; упрощение процедуры принятия решения по строительству транспортно-складских объектов.

В плане законодательной поддержки деятельности логистические требуют разработки таких нормативно-правовых документов, как положение о логистических центрах, правила обработки грузов в логистических центрах,инструкции по документообороту в логистических центрах, законопроекты по обязательному страхованию грузов, положения, регламентирующие длительность аренды земельных участков, системы налогообложения на период создания и окупаемости логистических центров.

Основные функции логистических центров

Основные задачи функции планирования:

- Планирование и заключение комплексных договоров с клиентами на доставку грузов и осуществление сопутствующих операций, связанных сперевозкой, в том числе нетранспортных логистических операций (таможенная очистка и другие).

- Планирование рациональных схем транспортировки (цепей поставок) - применяется инструмент оптимизации своевременной доставки товара к местам потребления при условии сокращения транспортных расходов.

- Планирование согласованной и взаимоувязанной работы различных видов транспорта в смешанных и интермодальных перевозках.

- Планирование рационального маршрута перевозки.

Основные задачи функции организации:

- Организация цепей поставок

- Организация комплексного транспортно-логистического и складского обслуживания клиентов

- Обеспечение информационного взаимодействия с иностранными железными дорогами и другими иностранными участниками цепей поставок

- Организация взаимодействия с клиентами и партнерами ЛЦ

- Предоставление клиентам справочной информации

- Организация информационной поддержки ЛЦ

- Организация расчетов с участниками перевозки

- Маркетинговые исследования рынка

Основные задачи функции контроля:

- Контроль над цепями поставок, выполнением транспортных и других операций, выполняемых в пути следования грузов

- Оперативный анализ отклонений и нарушений согласованного графика перевозки грузов

- Контроль над графиком доставки

- Контроль над партнерами

- Контроль над персоналом.

Основные задачи функции регулирования

- Выработка и реализация - совместно с поставщиками услуг - мероприятий по исключению или минимизации последствий сбоя цепи поставок.

- Основные функции ЛЦ обеспечивают реализацию новых видов услуг, а также удовлетворение все более возрастающих требований пользователей транспортных услуг к комплексности и качеству обслуживания.

Основные задачи ЛЦ:

- Повышение согласованности работы разных видов транспорта в организации смешанных и интермодальных перевозок

- Надлежащая организация комплексного транспортного обслуживания клиентов

- Расширение видов оказываемых услуг и повышение их качества

- Привлечение дополнительных объемов перевозок транзитных грузов

- Сокращение времени доставки транзитных грузов за счет уменьшения простоев на пунктах перевалки грузов на другие виды транспорта и на пограничных переходах

- Расширение международного со трудничества.

- Привлечение новых клиентов

Классификация ЛЦ

Респонденты выделяют основные типы ЛЦ, к которым они относят транспортно-логистические центры и терминальные комплексы .

Портрет потребителей услуг логистических центров: из предложенного перечня вариантов ответа чаще всего были отмечены торговые и транспортные компании. Государственные структуры, по мнению респондентов, меньше всего пользуются услугами ЛЦ .

Факторы, влияющие на развитие логистических центров

Несмотря на положительные изменения, происходящие на рынке транспортно-логистических услуг, уровень развития ЛЦ в России по-прежнему остается на низком уровне. Это объясняется:

- Недостаточным уровнем координации в государственной политике в области транспорта

- Слабым технологическим и техническим оснащением складов, терминалов, станций.

Если говорить о развитии ЛЦ, то нужно выделить и факторы, которые в той или иной степени влияют на процесс их функционирования.

К факторам, положительно влияющим на развитие логистических центров, респонденты отнесли:

- Развитие экономики России

- Развитие торговых сетей

- Приход на рынок крупных транспортных компаний

- Высокий спрос на услуги.

- Заинтересованность региональных властей в создании и развитии ЛЦ

Отрицательные факторы

- Административные барьеры

- Недостаточные инвестиции

- Недостаточный уровень консолидации клиентов и операторов

- Малодоступность кредитных ресурсов

- Низкое качество персонала

- Низкий технологический уровень.

На вопрос: Что, на Ваш взгляд, нужно сделать для того, чтобы ЛЦ в России стали неотъемлемыми элементами цепочек поставок в торговле? , - респонденты ответили следующее:

1) совершенствовать качество и конкурентную способность полного спектра услуг, предоставляемых логистическими центрами;

2) осуществлять государственную поддержку в виде разработки законодательных актов и налогового стимулирования;

3) построить необходимое количество складских терминалов на основных торговых путях; 4) продолжать информационнопросветительскую работу: подготовить клиентов и поставщиков к новым методам работы

5) выделение транспортно-распределительных операций торговых компании на аутсорсинг.

Требуемые нормативно-методические документы

- Положение о логистическом центре (ЛЦ)

- Правила обработки грузов в Логистическом центре (ЛЦ)

- Инструкция по организации документооборота в логистическом центре (ЛЦ)

- Законопроект по обязательному страхованию грузов

- Длительность аренды земельных участков

- Система налогообложения на период создания и окупаемости логистического центра (ЛЦ).

- Это позволит создать стандарт обслуживания клиентов на относительно высоком уровне.

Основные тенденции развития логистических центров

- Развитие логистических центров в регионах;

- Увеличение количества компаний, нуждающихся в услугах логистических центров;

- Укрупнение центров;

- Универсализация центров;

- Увеличение количества и повышение качества логистических услуг.

Журнал Складской комплекс