22.04.08

Бумажные хлопоты с экспортным НДС

Неверное оформление документов, равно как и их несвоевременное представление налоговикам, может лишить экспортера права на применение нулевой ставки по НДС. Согласитесь, это неплохой повод для того, чтобы навести в этих бумагах «марафет».

Согласно налоговому законодательству экспортные операции облагаются льготной ставкой НДС, равной 0 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК). Однако подобной привилегией можно воспользоваться только при условии представления в налоговые органы ряда документов (или их копий), предусмотренных статьей 165 Кодекса, среди которых:

– контракт с зарубежным партнером,

– выписка банка, подтверждающая поступление денег на счет

российского экспортера,

– таможенная декларация,

– копии транспортных и товаросопроводительных документов.

Неправильное оформление данных бумаг чревато для организаций потерей права на льготную ставку по НДС. Кроме того, подвести может и затягивание сроков сбора документации, ведь если на 181-й день, считая с даты помещения товаров под режим экспорта, у отечественной компании не окажется на руках всех необходимых бумаг, то налог на добавленную стоимость придется уплачивать по ставке 10 или 18 процентов.

Долой бумажные излишества!

Итак, разберем наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с оформлением документов, подтверждающих право на льготный НДС, и пути их решения.

Начнем, разумеется, с главного документа, без которого и вовсе невозможно заключение сделки – контракта с иностранным партнером. Далеко не во всех ситуациях заключение договоров происходит при личном присутствии каждой из сторон: соглашения можно достичь посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи. Главное, чтобы при этом с легкостью можно было установить, что документ исходит от стороны по договору. Подобная форма оформления договорных отношений одобряется Гражданским кодексом (п. 2 ст. 434 ГК), но почему-то вызывает осуждение налоговиков на местах.

Любопытно, что с неодобрительным отношением инспекторов касательно правомерности применения данной формы контракта с легкостью борются служители Фемиды. Так, например, судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 14 ноября 2007 г. № А05-1987/2007 отметили, что заключение экспортного контракта посредством электронной связи само по себе не может являться основанием для отказа налогоплательщику в праве на применение налоговой ставки 0 процентов и дальнейшего возмещения НДС. Мало того, данное мнение северо-западных арбитров поддержали коллеги из вышестоящей инстанции (определение ВАС РФ от 25 января 2008 г. № 235/08).

Арбитры ФАС Поволжского округа посчитали приемлемым представление налоговикам факсимильной копии контракта (постановление от 20 ноября 2007 г. № А65-7856/06). А судьи ВАС в определении от 30 ноября 2007 г. № 15038/07 и вовсе указали на то, что в качестве обоснования льготы по НДС может использоваться договор с отсутствием расшифровки подписей и оттиска печати. Ведь подобные недочеты не свидетельствует об отсутствии гражданско-правовых отношений между сторонами по данному соглашению.

Следующим документом, необходимым для подтверждения нулевой ставки по НДС, является банковская выписка. В части оформления данной бумаги претензии налоговиков может вызвать отсутствие подписи должностного лица и печати выдавшего ее банка. Но подобные придирки инспекторов сомнительны, ведь налоговое законодательство не выдвигает в целях доказательства права на льготу по налогу на добавленную стоимость каких-либо требований к оформлению банковской выписки. Единственное, пожалуй, на что в данном случае стоит ориентироваться, так это на правила по ее оформлению, приведенные в центробанковском «Положении о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ» от 26 марта 2007 г. № 302-П. Однако, как отметили эксперты журнала «Нормативные акты для бухгалтера», в данном акте утверждается, что в случае, когда выписка распечатана, в ней не ставятся ни штамп, ни печать.

Что касается требований, предъявляемых к таможенной декларации, то здесь в обязательном порядке должны быть проставлены штампы «Выпуск разрешен» и «Товар вывезен» (определение ВАС от 7 февраля 2008 г. № 474/08). Причем подпись работника таможни, который ставит вторую отметку, совершенно необязательна, ведь в этом случае проставляется штамп, заверенный личной номерной печатью должностного лица (постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 февраля 2008 г. № А56-17012/2007).

Если же все необходимые штампы на таможенной декларации проставлены, то этот документ уже подтверждает фактический вывоз товаров. Поэтому какие-либо претензии налоговиков относительно того, что им представили временную или неполную декларацию, абсолютно беспочвенны (постановления ФАС Северо-Западного округа от 29 июня 2007 г. № А05-13308/2006-12 и Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2007 г. № А19-25532/06-Ф02-5995/07).

Как было упомянуто выше, необходимыми документами для подтверждения правомерности применения «нулевого» НДС также являются копии транспортных и товаросопроводительных документов. Интересным является тот факт, что оформление данных бумаг на иностранном языке в целях обоснования льгот по НДС не требует их перевода на русский язык. И действительно, статья 165 главного налогового закона подобных оговорок не содержит. Такой вывод неоднократно делался служителями Фемиды, в частности, он зафиксирован в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 июля 2007 г. № А33-19332/06-Ф02-3705/07 и ФАС Северо-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-38852/2006.

Сроки горят

Второй немаловажной проблемой при подтверждении нулевой ставки НДС по экспорту могут стать запоздания в оформлении необходимого пакета документов. Дело в том, что налоговым законодательством на их сбор и представление отводится 180 дней с момента помещения экспортируемых товаров под соответствующий таможенный режим. Если же по истечении этого времени бумажное подтверждение не будет готово, то операции по реализации товаров подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставкам 10 или 18 процентов (п. 9 ст. 165 НК).

Логично, что в случае неуплаты «обычного» НДС (а это вполне объяснимо, ведь фирма по-прежнему будет ждать, пока будут готовы подтверждающие льготу документы), компанию-экспортера ожидают пени за просрочку платежа. Причем если организации в дальнейшем все-таки удастся собрать доказательство своего права на льготы по НДС, то уплаченные ею средства в виде пеней, скорее всего, не вернутся. В частности, это подтвердил Минфин. В своем письме от 4 сентября 2004 г. № 03-04-08/73 финансисты отметили, что при подаче пакета подтверждающих документов по истечении 180-дневного срока возврату подлежат лишь суммы уплаченного налога (п. 9 ст. 165 НК), в то время как возврат пеней в данном случае не предусмотрен.

Непонятным остается лишь то, с какого именно дня налоговики имеют право начислять данные санкции. Здесь могут быть два варианта:

1) с 21-го числа месяца, следующего за тем, в котором была осуществлена отгрузка товаров на экспорт;

2) по истечении установленного срока, то есть начиная со 181 дня.

Примечательно, что наличие официальных разъяснений не вносит хоть какую-то ясность. Так, за применение первого способа ратует главное финансовое ведомство страны (письмо Минфина от 28 июля 2006 г. № 03-04-15/140) и с ним солидарны некоторые судебные инстанции (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 сентября 2005 г. № А33-26909/04-С6-Ф02-4268/05-С1). О правомерности применения второго способа свидетельствует большинство служителей Фемиды (постановления Президиума ВАС от 16 мая 2006 г. № 15326/05, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19 декабря 2007 г. № А78-2840/07-Ф02-9286/07, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 декабря 2007 г. № А78-12773/05-С2-27/817-Ф02-9012/07).

Кстати говоря, в своем недавнем письме специалисты Минфина указали, что если пакет документов собран в установленный срок, то моментом определения базы по НДС является последний день квартала, в котором собраны документы. Если же бумаги появились в срок, но после окончания налогового периода, то соответствующие операции следует отразить в декларации за тот квартал, в котором были собраны документы.

"Федеральное агентство финансовой информации" (ФАФИ)