13.11.06

Бурное развитие логистики: последует ли за количеством качество?

Логистический бум в России становится заметным даже для тех, кто по роду деятельности не причастен к грузовым перевозкам и дистрибуции товарных потоков. Сообщения о крупных логистических проектах появляются едва ли не каждый день, делая отрасль модной темой для бизнеса и деловой журналистики. Вопрос в том, сможет ли количество перерасти в качество. Ответ очевиден: сможет вполне, если будут выполнены некоторые условия.

Подавляющая часть анонсируемых проектов касается складской логистики. Quinn Group (Ирландия) планирует инвестировать в строительство логистического парка класса А "Q-Парк Казань" более $100 млн. Общая площадь объекта составит 230 тыс.кв.м. Группа компаний "Каскад" вложит 200 млн. рублей в строительство транспортно-логистического терминала в Ульяновской области площадью почти 90 тыс.кв.м. Американский инвестиционный фонд Merrill Lynch рассматривает возможность вхождения в проект корпорации "Единая международная сеть таможенных складов" (ЕМСТС), которая планирует до 2010 года построить логистические комплексы на 500 тыс.кв.м примерно за $500 млн. И это только самые показательные. Всего же существует несколько десятков подобных разработок, часть из которых уже претворяется в жизнь.

Резкий спрос на складские мощности не удивителен: предложение отстает от потребностей на протяжении нескольких лет. "В последнее время наблюдается оживление на рынке складских услуг, спрос на которые в два-три раза превысил предложение, что связано с интенсивным развитием розничных сетей. Если говорить о московском регионе, то общий объем предложения качественных складских услуг в 2005 году был на уровне 1300-1400 тыс.кв.м, учитывая превышающий спрос - 1900 тыс.кв.м. Если же описывать ситуацию на региональном рынке, то из четырех млн. кв. м складских помещений лишь 700 тыс.кв.м (около 18%) приходится на качественные склады, из них только 200 тыс.кв.м составляют склады международного стандарта. В большинстве случаев, строятся они под конкретную компанию и не выходят на открытый рынок", - отмечает директор по продажам и маркетингу группы компаний "Армадилло" Леонид Зондберг.

У тенденции есть примечательные стороны. Многие перегрузочные и распределительные комплексы строятся для общего пользования, принадлежат не грузовладельцам, а независимым операторам. Часть из них возводится на деньги сторонних инвесторов. Это позволяет говорить о том, что в России логистика наконец-то становится самостоятельной отраслью, полноправным партнером транспорта, а не его "младшей сестрой".

Следующим логичным шагом наблюдаемой эволюции станет постепенное развитие сектора 3PL полного аутсорсинга, при котором компания-грузовладелец отдает на сторону все операции, связанные с транспортировкой, дистрибуцией и хранением товара. В ряде стран аутсорсинг уже стал явлением времени, в России же он пока развит крайне слабо: в основном подобной услугой пользуются транснациональные компании, заказывая ее у международных же операторов. Когда в стране появятся отечественные компании, готовые предоставить весь комплект логистических услуг на всей ее территории, можно будет уверенно констатировать, что логистика как отрасль в России состоялась.

Между тем, необходимо обратить внимание на то, что текущий бум в скором времени рискует упереться в ряд системных ограничений. Эксперты обращают внимание на слабо развитую транспортную инфраструктуру, например неудовлетворительного качества автомобильные дороги, по которым перевозится более 80% всех грузов, недостаток портовых мощностей и испытывающие сегодня огромные трудности судоходные пути. "Занимаясь в основном транспортной логистикой, мы можем отметить такие проблемы, как пока еще старый парк автотранспорта и вследствие этого частые поломки автомашин в процессе перевозки, пробки на дорогах, очереди в портах при погрузке и сдаче порожних контейнеров, простои автотранспорта на таможенном оформлении", - говорит генеральный директор компании "Гринвэй" Андрей Савельев.

Однако основные фонды и инфраструктура дело наживное. К слову, активная позиция Министерства транспорта, которое отстаивает свои проекты в Правительстве России, уже привела к тому, что из Инвестфонда страны будут выделены деньги на возведение ряда системообразующих объектов. Речь, в частности, идет о строительстве автобана Санкт-Петербург - Москва, Западного скоростного диаметра, подъездов к портам федерального значения и о создании сети авиахабов. Со своей стороны компания "Российские железные дороги" активно инвестирует в создание новых линий на принципах государственно-частного партнерства, электрификацию магистралей и также активно работает сейчас с Инвестфондом. В качестве примера можно привести развитие Нижнего Приангарья и строительство ветки в Читинской области в районе Чинейского месторождения.

В общем, хорошие дороги у нас рано или поздно будут. Но пока не решен другой вопрос стыковка различных видов транспорта и объединение их в одно логистическое пространство. Другая грань проблемы информационное объединение разрозненных терминалов в сеть, которая позволила бы оперативно обмениваться разного рода данными, что повысило бы эффективность управления цепочками доставок товара. Как отметила во время завершившейся недавно конференции "ОАО "РЖД" на рынке транспортных услуг: взаимодействие и партнерство" директор по развитию ЦФТО ОАО "РЖД" Елена Кунаева, в настоящий момент авиаторы, железнодорожники, автомобилисты и речники используют свои собственные информационные системы, которые друг с другом почти не связаны. Таким образом, логистический оператор не имеет возможности получить из одного источника информацию, допустим, о свободных складских площадях, подходе судна и наличии вакантных автоперевозчиков и сформировать цепочку доставки.

В настоящий момент эта проблема находится в стадии разработки к 15 ноября текущего года в Министерство транспорта будет представлена концепция создания единого информационного пространства отрасли, которую по его заказу готовит компания "Сибинтек". Если концепция будет адекватно отражать потребности грузовладельцев, логистов и транспортников, тогда логистический бум в России получит мощное подкрепление, а цепочки доставки оправдают собственное название, превратившись из отдельных звеньев в одно целое. Если же создать систему не получится, то тогда даже при наличии в отрасли множества складов, все возрастающих потоков и хороших дорог, синергии достичь не удастся. А логисты будут продолжать ломать голову над тем, как состыковать подход контейнеровоза с автопоездом и одновременно найти свободные площади на складе.

"РЖД-ПАРТНЕР"; 13.11.06