20.11.17

Челябинск – ворота, через которые российский бизнес придёт в Казахстан

В ноябре в Челябинске состоялся XIV Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Мероприятие, занявшее два дня, отличалось насыщенной программой и обширной повесткой – от образования до IT- технологий. Как и многие другие спортивные, культурные и политические мероприятия, прошедшие за последние несколько лет, форум прошёл на очень высоком уровне, что отметили федеральные министры. Возможно, именно Челябинску суждено стать точкой соприкосновения между Европой и Азией, воротами, через которые будут ходить «караваны»

Только за текущий год Казахстан посетили 20 делегаций из регионов России. На данный момент действует уже порядка 400 соглашений о сотрудничестве. Российские инвестиции в Казахстан превысили 10,8 миллиардов долларов, а казахстанские в Россию – 3 миллиарда. Много это или мало, и, главное, кто от этого выигрывает? Корреспондент LentaChel.ru побеседовала на эту тему с президентом Уральского экономического союза Олегом Витковским:

«Сотрудничество выгодно всем и на любом уровне, независимо от размера предприятия. Казахстан — ближайший наш сосед и при этом, как многие говорят, сосед ускользающий, так как старается перенаправить свою экономику на более развитые страны – в Европу и Китай. Поэтому нам надо поднапрячься и стать ему интересными партнёрами, цепляться и держаться за него. Долгое время Россия смотрела на Казахстан как бы искоса, пока туда шли инвестиции с Китая и Турции, иногда Америки и редко России».

Чтобы понять перспективы дальнейшего развития двух стран соседей, стоит обратить внимание на темы, что обсуждались внутри форума. Кроме произнесения речей о дружбе и взаимном уважении президентами России и Казахстана, велась очень плотная работа между федеральными министрами стран, шло обсуждение возможностей и заключение контрактов между регионами и отдельными компаниями. Российские компании заинтересованы в Казахстане как партнёре.

«Я много езжу по Европе и не устаю напоминать, что Челябинская область граничит с Казахстаном, а Казахстан на слуху у европейских стран. Более того, развивающиеся европейские страны заинтересованы в сотрудничестве с этой республикой. Когда они понимают, что мы находимся в непосредственной близости, то охотнее заключают договора. Считаю, нам нужно работать в одной связке с ними. Авиасообщение должно быть у Челябинска не только с Астаной, но и с Алма-Атой», - высказал пожелание эксперт.

Конкуренцияв сфере туризма – подстёгивающий фактор

Заслуживает внимания пленарная сессия форума «Трансграничное и межрегиональное сотрудничество как фактор развития человеческого капитала». Открыл сессию директор департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности министерства экономического развития России Виталий Гудин. Участники заседания обсудили вопросы развития туризма, интеграцию вузов и вопросы приграничного сотрудничества регионов.

«Южный Урал и Казахстан должны сотрудничать в сфере развития туризма, а конкуренция может служить подстегивающим фактором. У нас есть гастрономический, национальный и экотуризм, где мы не конкурируем, а гармонично дополняем друг друга», - отметил Гудин.

Эффективная база для сотрудничества с Павлодаром

Крупнейшим договором между предприятиями в рамках форума стало подписание соглашения о стратегическом партнерстве и сотрудничестве между АО «КОНАР», АО «Газпромбанк» и ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» (ТОО «ПНХЗ»).

Группе «КОНАР» принадлежит 41% завода «Русские электрические двигатели» (59% принадлежит «Транснефти»). На площадке этого новейшего завода прошло множество мероприятий форума, его показывали гостям как пример достижений промышленности Юного Урала.

Заключенный договор укладывается в сложившуюся систему импорт-экспорт. Из Казахстана в Россию идет сырьё, полезные ископаемые, из России в Казахстан - материалы более высокого передела: металл и продукция машиностроения. «КОНАР» и «ПНХЗ» связывает давнее сотрудничество - российская компания поставляет на нефтехимический завод трубопроводную арматуру, большой перечень нестандартных изделий, металлоконструкций, трубы и детали трубопроводов.

«Подписанное соглашение — эффективная база для дальнейшего сотрудничества с Павлодарским заводом. Проекты, которые казахстанская сторона начинает развивать, относятся к области глубокой переработки нефти и нефтехимическому производству», - подчеркнул директор по развитию АО «КОНАР» Арсений Дикий.

Он добавил, что для казахстанской стороны сотрудничество с российской компанией - возможность существенного снижения капитальных затрат. Поскольку продукция «КОНАР» заменит продукцию европейских и азиатских стран.

АО «Газпромбанк» в лице зампредседателя правления Яна Центера подписался под договором как гарант соглашения - банк участвует в сделке как расчетный со стороны АО «КОНАР».

«Конар», «Русские электрические двигатели», компрессорный завод - почему именно эти предприятия показывали в Челябинске Путину и Назарбаеву, а не Мечел, ЧТПЗ и другие?

«Это новые только открывшиеся предприятия, которые были призваны удивить гостей. Конечно, шла речь ещё и о старых предприятиях, которые на слуху у казахской стороны. Таким образом, прибывшие на форум могли видеть большую совокупность нашего производства. Мы развиваемся и растём, чего не скажешь, к примеру, про Уфу, где, на мой взгляд, застой», - прокомментировал Витковский.

Учебные программы – будущее производства

Ключевым мероприятие форума стало заседание Российско-Казахстанского делового совета. Тема – «Роль бизнеса в развитии человеческого капитала».

В работе заседания приняли участие представители органов власти, торгово-промышленных палат, бизнеса и образовательных учреждений. Российская сторона была представлена участниками из Челябинской, Курганской, Свердловской, Омской, Оренбургской, Томской, Ульяновской, Саратовской, Новосибирской областей, Пермского края, Чувашской Республики, Республики Башкортостан и Москвы.

Открывая совещание, вице-президент торгово-промышленной палаты России Владимир Падалко отметил, что повестка совета актуальна и пересекается с теми вопросами, которые в ходе форума обговорили главы государств.

«В российских вузах обучается почти 4,5 миллиона студентов. При этом работодатель отмечает нехватку кадров, а выпускник не знает, куда идти дальше. Необходимо ответить на вопрос, кого и для чего мы готовим», - задал участникам совета задачу Владимир Падалко.

Министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников подчеркнул, что уже сейчас региональные инновационные предприятия испытывают дефицит специалистов рабочих профессий, но вопрос решается. В качестве успешного примера подготовки кадров он привел корпоративный образовательный проект группы ЧТПЗ «Будущее Белой металлургии», призванный обеспечить приток высококвалифицированных молодых сотрудников на металлургические заводы страны, который реализуется с 2011 года.

После заседания для участников было организовано посещение цеха «Высота 239» Челябинского трубопрокатного завода – первого инновационного производства «белой металлургии» в России. Это было сделано, чтобы наглядно показать, как учебные программы позволяют создать эффективное производство.

Глобальный транспортный проект. Ворота в Юго-Восточную Азию

Оценивая итоги прошедшего мероприятия, губернатор Челябинской области Борис Дубровский отметил внимание к региону со стороны президентов России и Казахстана.

«Большой интерес проявлен к проекту высокоскоростного железнодорожного сообщения «Москва-Пекин», его составной части, соединяющей Челябинск и Екатеринбург, и трассировки через Астану. Причём, такая положительная, вовлеченная реакция президента Казахстана к теме ВСМ мной отмечена впервые. Уверен, заинтересованность лидеров двух государств придаст дополнительный импульс для практического воплощения проекта», - сообщил Дубровский.

Как считает глава региона, это ясно видимый сигнал челябинскому бизнесу и промышленникам. Сейчас есть возможность встроиться в этот амбициозный, беспрецедентный по масштабу инфраструктурный проект.

Губернатор явно настроен полностью использовать выгодное местоположение Челябинской области и сделать Челябинск воротами, через которые транзитом пойдет поток товаров из Европы в Азию. Когда-то через наш город ходили целые караваны верблюдов, везшие в тюках чай, ткани, специи, что отражено на гербе областного центра.

Транспорт и товары стали с тех пор совсем другими, но суть не изменилась: ТЛК «Южноуральский» предназначен для автомобильного транзита, запланированная ВСМ – для железнодорожного, авиарейсы соединят Челябинск с Астаной, тем самым транспортная сеть будет всеобъемлющей. Казахстан сделал только первый шаг, при удачном развитии событий Челябинск должен стать точкой притяжения для торговых и культурных связей всей Юго-Восточной Азии.

LentaChel.ru