18.05.06

Четвертое кольцо инвестиций (2)

"Несмотря на высокий спрос на бизнес-центры, в районе ЧТК наиболее выгодно строительство торговой недвижимости",- говорит Ковалев.

Таким образом, при условии полного ввода в эксплуатацию магистраль будет привлекать большие потоки посетителей для ТЦ за счет высокой пропускной способности, близкой по качеству к МКАД, а также небольшой удаленности от центра столицы. Впрочем, по словам Колегова, соотношение офисной и торговой недвижимости в этом районе будет равным, поскольку для строительства как офисных, так и торговых центров здесь существуют разные предпосылки. "В сегменте ритейла сегодня наблюдается постепенное увеличение активности в спальных районах, а появление новой магистрали, безусловно, только повысит привлекательность подобных проектов. В то же время продолжится децентрализация офисного рынка, и его границы будут неизбежно расширяться по мере освоения более близких к центру территорий",- говорит Колегов. Вообще, для офисных и торговых объектов важно находиться вблизи крупной магистрали.

С одной стороны, это увеличивает поток посетителей, с другой - улучшает транспортную доступность и видимость здания. В свою очередь, это повышает статус объекта и его инвестиционную стоимость. Более того, с появлением Четвертого кольца для девелоперов откроются новые возможности, так как участки, ранее не представлявшие интереса для нового строительства, обретут коммерческую привлекательность. "К тому времени, как завершится его сооружение, район ТТК уже будет в значительной мере освоен, основные промзоны реконструированы, и девелоперы обратят внимание на более отдаленные территории",- уверяет Колегов. "Развитие ЧТК будет способствовать улучшению транспортной обстановки в периферийных районах города, что расширит зоны обслуживания как некоторых существующих, так и проектируемых комплексов.

Кроме того, кольцо будет частично проходить через зоны промышленной застройки и откроет доступ к новым крупным площадкам под застройку",- соглашается Ясько, отмечая, что развитие инфраструктуры ЧТК будет похоже на застройку ТТК сегодня. Арендаторы не так давно осознали плюсы децентрализации и обратили внимание на пояс ТТК. Конечно, им понадобится время, чтобы расширить границы возможного местоположения своих офисов до ЧТК. Но через три-четыре года неизбежно заметное увеличение количества офисных проектов в районах, прилегающих к ЧТК,- оно начнется не ранее чем появятся первые построенные участки нового кольца. "Уже очевидны проблемы с финансированием дорожного строительства, которые сильно замедляют сооружение ЧТК. Это не может не сказаться на интересе девелоперов и арендаторов к этому району, ведь для них важно не только будущее повышение стоимости объекта, но и текущая транспортная ситуация",- говорит Колегов. Именно поэтому большинство девелоперов пока ориентируются на ТТК как на зарекомендовавший себя район спроса арендаторов. Кроме того, неясные по срокам планы правительства Москвы влияют на расчеты финансовой целесообразности и ожидаемой доходности проектов вблизи ЧТК.

"Заявленные сроки строительства магистрали намного превышают строительный цикл любого объекта. Поэтому текущие проекты создаются на базе существующей транспортной инфраструктуры",- говорит Константин Ковалев. А по словам Сергея Колегова, новая магистраль пока лишь создает позитивный психологический фон на рынке недвижимости. "Тем не менее при строительстве новых объектов девелоперы уже сейчас рассчитывают в перспективе использовать потенциал ЧТК",- признает Ковалев.

Бизнес