29.06.22

Что поможет российским производителям выйти на зарубежные рынки

За 10 лет экспорт несырьевых неэнергетических товаров планируется увеличить на 70%.

Российским экспортерам в несырьевом неэнергетическом секторе в 2021 г. удалось показать устойчивую положительную динамику, несмотря на пандемийные ограничения. С какими сложностями сталкиваются предприниматели и что делает государство для упрощения выхода на экспорт — в материале «Ведомости. Город».

Российский экспорт

В октябре 2021 г. объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) достиг $118,19 млрд, что составляет 112,17% от помесячного планового значения национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Прирост к 2020 г. составил 7,7%.

В том числе объем экспорта промышленной продукции составил $95,5 млрд, объем экспорта продукции агропромышленного комплекса – $22,69 млрд. Доля промышленного экспорта от общего объема ННЭ по итогам октября составляет 80,8%.

Лидирующими по объему экспорта стали отрасль металлургической промышленности, занимающая 37,32% ($35,65 млрд) от общего объема экспорта промышленной продукции, и отрасль машиностроения – 25,86% ($24,70 млрд). Ключевыми странами – импортерами российской промышленности стали Казахстан, Беларусь, Узбекистан, Китай и Турция.

«В Казахстан и Беларусь Россия поставляла в основном легковые автомобили и другие моторные транспортные средства, предназначенные в основном для перевозки людей, в Китай – обработанную древесину, турбореактивные и турбовинтовые двигатели, а также газовые турбины; Турция импортировала алюминий», – рассказал директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Минпромторга России Роман Чекушов.

«Несомненно, пандемия коронавируса послужила сдерживающим фактором для наращивания объемов внешних поставок отечественной промышленной продукции ввиду нарушения логистических цепочек. Несмотря на это, мы адаптировались к новым реалиям и по итогам года показали устойчивую положительную динамику», – подчеркнул Чекушов.

В рамках всероссийского конкурса «Экспортер года-2021» из 1800 заявок были выбраны 13 победителей в разных категориях. Среди лидеров оказались в том числе АО «Новомет-Пермь», занимающийся разработкой нефтепогружного оборудования (Пермский край), ООО «Техносонус-Центр» по производству звукоизоляционных материалов (Владимирская область) и АО «Жировой комбинат», где производят маргарин и майонез. В 2022 г. в конкурсе появятся три новых номинации: «Ответственный экспортер ESG», «Лучшая женщина-экспортер» и «Лучший молодой предприниматель-экспортер».

К 2030 г. в рамках нацпроекта планируется увеличить экспорт несырьевых неэнергетических товаров не менее чем на 70% по сравнению с 2020 г.

Сложности выхода на рынки

Несмотря на хорошие показатели в экспорте за последний год, отечественная несырьевая неэргетическая продукция пока еще слабо представлена на международных площадках, считают эксперты. По мнению Андрея Колганова, заведующего лабораторией на экономическом факультете МГУ, некоторая российская продукция может отставать по технологическому уровню от зарубежных образцов. Или при полном соответствии требованиям мирового рынка не иметь налаженного послепродажного обслуживания: снабжения запчастями, организации ремонта, наладки и т. д.

Кроме того, могут возникать трудности, не связанные с качеством работы отечественных производителей. Например, кредитование внешнеторговых операций, продажа изделий в лизинг и санкции последних лет, считает Колганов. При этом в стране, безусловно, есть технологический потенциал, научные исследования и разработки, которые наращиваются последние несколько лет.

В Российском экспортном центре (РЭЦ) также уверены, что российские товары могут составить конкуренцию на мировых рынках, однако признают наличие сложностей для производителей при выходе на экспорт. «Даже обладая экспортным потенциалом, многие компании не могут самостоятельно выйти на эти рынки. Наша задача заключается в устранении многих существующих барьеров, как бюрократических, так и административных и правоприменительных. Это может значительно увеличить долю российской продукции во внешней торговле», – считает гендиректор Российского экспортного центра Вероника Никишина.

В условиях санкций на первый план вышли сложности с осуществлением международных платежей и проведением финансовых операций, а также удорожание логистики, отмечает совладелец компании «Листон» Юрий Сапрыкин. По мнению Николая Кульбаки, доцента РАНХиГС, кандидата экономических наук, сложности могут создавать и внутрироссийские юридические ограничения. Например, необходимость собирать большое количество документов и разрешений для организации экспорта. Однако сегодня для экспортеров создаются условия, чтобы сделать их выход на рынки более комфортным. «Чтобы увеличить ННЭ, мы выделили несколько «точек роста» – это упрощение логистики, цифровизация и создание новых инструментов – финансовых и нефинансовых», – отмечает Никишина.

Новые возможности

С ноября 2020 г. для предпринимателей был открыт доступ к цифровой инфраструктуре поддержки экспортеров по принципу «одного окна». Он создан на цифровой платформе «Мой экспорт» в рамках нацпроекта. Спустя год в системе работают более 8000 пользователей, которым доступны 27 сервисов. До 2024 г. планируется внедрить еще более 30 сервисов.

Сейчас на платформе можно получить компенсацию на транспортировку, воспользоваться сервисами таможенного декларирования и подтверждения нулевой ставки. В блоке аналитики и бизнес-сервисов можно оценить экспортный потенциал своей продукции, определить перспективные направления и подобрать клиентов из международных баз данных. Однако самым популярным сервисом остается финансирование затрат на участие в выставках и бизнес-миссиях. Так, директор ООО «АМТ Корпорация» (г. Омск) Ян Маричев рассказал, что компания четыре раза получала поддержку в форме оплаты участия в международных выставках. «Два раза мы принимали участие в выставке в Германии и два раза – в Соединенных Штатах. Это существенные расходы», – отметил Маричев.

В 2021 г. на портале «Мой экспорт» заработал новый бесплатный сервис по подбору международных электронных торговых площадок, который находит подходящие для конкретного вида товаров или услуг. Также появился онлайн-сервис для поиска квалифицированных специалистов для российских компаний. Там можно выбрать партнера, который предоставит логистические или юридический услуги, поможет выйти на международный маркетплейс или найти покупателя за рубежом.

Главное преимущество российских экспортеров перед европейскими – гибкость и возможность обсуждать варианты контрактов, считает предприниматель Юрий Сапрыкин: «Надо быть гибче, не стесняться демпинговать при выходе на другие рынки, ездить и общаться лично». По его мнению, продвинуться российским экспортерам на международных рынках помогут также смягчение валютного контроля, отмен штрафов за невозврат экспортной выручки и субсидии на транспорт.

Ведомости