Что важнее - таможенные платежи или конкурентоспособный бизнес?
На минувшей
неделе в нашем регионе пытались найти компромисс между двумя радикально
противоположными позициями. Наконец-то лицом к лицу встретились
предприниматели и их оппоненты из Федеральной таможенной службы во главе с
ее руководителем Андреем Бельяниновым, приехавшие к нам с однодневным
визитом.
Калининградские бизнесмены похожи на бедолагу возле паровозной топки. Едва
успевают справиться с текущими проблемами и вытереть закопченный лоб, как
кто-то опять кричит: "Поддай кокса!" Раздробление на две части таможенных
органов в Советске привело к тому, что грузы теперь следуют с пункта
пропуска на склад временного хранения (расстояние между этими двумя постами
1200 метров). И возросли дополнительные затраты - денежные и по времени.
Получение разрешения на выпуск товаров иногда занимает до 7 дней. Кроме
того, здесь не имеют права оформлять транспортные средства. И для этого их
нужно гнать в Калининград.
Грузы, перевозимые посредством паромной переправы Усть-Луга - Калининград,
подлежат двойному таможенному оформлению - в портах отправления и прибытия.
В ФТС мотивируют свое решение тем, что вдруг кто-нибудь по пути загрузит на
паром нелегальные товары.
Ситуация в регионе ухудшилась после ликвидации таможенных постов
"Багратионовск" и "Космодемьянский", прекращения оформления товаров на
складе временного хранения "Сириус". Продолжается "война" между "Автотором"
и ФТС. Суды пока на стороне автопроизводителя, но таможенники не сдаются
-вновь и вновь требуют оплатить пошлины. По-прежнему неясна ситуация с
перемещением из Калининградской области в Россию драгоценных металлов и
камней (подробности читайте в газете "Каскад-подробности" от 11 марта 2009
года).
Что впереди? Вот выдержки из речи руководителя Федеральной таможенной
службы.
О Балтийске. "Мне очень нравится тематика, касающаяся порта в Балтийске и
возможности оформления в нем импортных автомобилей. Это составило бы
серьезную конкуренцию финским портам. Мы приложим все усилия, чтобы ситуация
решилась в пользу российских портов".
О Советске. "В перспективе предполагается вынос таможенного поста за пределы
города. Вернемся к этой идее, когда будет закончена объездная дорога".
"Дело" ювелиров. "Проблемы, связанные с перемещением драгметаллов и других
подакцизных товаров, будут решены с открытием в Калининградской области
акцизного таможенного поста (примерно 1 июня 2009 года). Подчиняться он
будет напрямую центральной таможне, а не Калининградской областной".
Страсти по "Автотору". "Мы побывали сегодня на предприятии, посмотрели на
его работу. Могу сказать, что худой мир лучше доброй ссоры. Сядем за стол
переговоров и попробуем договориться. Сейчас проблемы испытывают многие
автосборочные заводы. В Калининграде, например, это серьезные транспортные
издержки. Рядом страны, где можно качественнее и дешевле делать отдельные
элементы автомобилей. И там охотнее идут на условия, когда предприятие
заказывает не очень большие объемы. Ряд российских фирм считает, что,
допустим, меньше ста тысяч деталей или даже миллиона им не выгодно запускать
в производство. Но есть надежда, что в связи с экономическим спадом они
изменят свою позицию и сами начнут бегать за любыми заказами".
Усть-Луга - Калининград. "В рамках существующего законодательства мы
максимально уберем все барьеры, мешающие нормальной работе по перемещению
граждан и товаров по паромной переправе. Свои решения оформим документально
в течение месяца".
Радение таможенников о государственном бюджете вполне понятно. Чем больше
пошлины, тем лучше. Но нам-то таможенные платежи аукаются ценами в магазинах
и пустотой в кошельках. У предпринимателей отпадает желание заниматься
бизнесом. Вернее, выживать, несмотря на прессинг бюрократической машины.
Сейчас им пообещали убрать препоны. Посмотрим, чего стоят обещания.
"Каскад" (Калининград) 17.03.09