24.06.08

Дальнобойщики простаивают по вине консульств

Международные автомобильные перевозчики требуют от стран Евросоюза увеличить сроки пребывания водителей по полугодовым и годовым шенгенским визам и сократить перечень документов, необходимых для их оформления. Транспортников поддерживает МИД России, угрожая Европе ответными действиями.

Больше года назад – 1 июня 2007 года – вступило в силу соглашение между Россией и Евросоюзом об упрощении визового режима для некоторых категорий граждан. В этот перечень попали и водители-международники. В соглашении говорится, что срок пребывания на территории стран ЕС по полугодовым визам (действующим 180 дней) должен составлять в сумме до 90 дней. Кроме того, предусмотрено, что на определённых условиях многократные визы могут оформляться на срок от одного года до пяти лет. Исходя из этого, российские перевозчики, поддерживаемые Министерством иностранных дел, считают, что срок пребывания водителей по годовой визе должен составлять 180 дней. В реальности же практически все европейские консульства выдают водителям полугодовые визы со сроком пребывания 45 дней и годовые – со сроком пребывания 90 дней. В результате водители очень быстро «выкатывают» положенное количество дней. В итоге складывается ситуация, когда формально срок действия визы не истёк, но водитель уже не может ею воспользоваться.

Визовый вопрос поднимался на конференции «Ассоциации международных автомобильных перевозчиков» в мае 2008 года. Заместитель руководителя консульского департамента МИД Алексей Климов заявил тогда, что внешнеполитическое ведомство постоянно ведёт переговоры с Европейской комиссией об увеличении сроков пребывания российских водителей. В частности, положительно был решён вопрос с Италией и прибалтийскими государствами. Однако Германия, Венгрия, Румыния и Чехия продолжают ограничивать наших водителей. Представитель МИД дал понять, что, если переговоры с этими странами не увенчаются успехом, Россия начнёт вводить ответные меры, также ограничивая сроки пребывания иностранных водителей в России. Алексей Климов привёл пример, когда Россия ввела ответные меры в отношении Австрии, консульства которой требовали избыточный перечень документов с российских граждан – в частности, выписки из банковских счетов, справки из детских садов.

Слишком большой список документов, необходимых для оформления виз, волнует и водителей-международников. Как отметил Алексей Климов, ранее консульство Германии требовало от россиян более 20 документов. В среднем же европейские страны требуют от перевозчиков от 6 до 21 документа. В итоге МИД России поставил перед Европейской комиссией задачу сократить перечень документов до шести: паспорт, фотография, визовая анкета, приглашение или письмо организации, страховка и подтверждение достаточного количества средств.

Заместитель руководителя филиала АСМАП по Северо-Западному федеральному округу Константин Шаршаков заявил «Гудку», что повышенные требования к документам для водителей предъявляют Эстония и Германия. Однако, по его словам, этому можно найти определённое объяснение. От иностранных коллег российским перевозчикам часто приходится слышать о сложностях оформления российских виз. Константин Шаршаков рассказал, что в настоящее время возникли временные сложности с оформлением финских виз для российских перевозчиков. Если раньше финское консульство давало визы водителям за 7 – 10 дней, то недавно сроки ожидания увеличились до 21 дня. Это вызвано тем, что Финляндия испытывает наплыв российских туристов и не справляется с потоком заявлений: число заявок на визы увеличилось на 45% по сравнению с 2007 годом. Представитель АСМАП уверен, что консульство Финляндии сумеет исправить ситуацию в ближайшее время. При этом он подчеркнул, что средний срок оформления российских виз иностранным перевозчикам составляет месяц, и это без авральных режимов.

Константин Шаршаков считает, что любые сложности в оформлении шенгенских виз российским дальнобойщикам не в интересах Евросоюза. Он пояснил, что в настоящее время на рынке международных перевозок наблюдается сильнейший дефицит квалифицированных кадров. Предполагается, что водитель-международник должен хорошо управляться со сложной техникой, знать Правила дорожного движения в Европе, разбираться в приграничном и таможенном законодательстве. «Образованный, подготовленный водитель, прошедший необходимую стажировку, – залог безопасности движения на дорогах Евросоюза», – отметил представитель АСМАП. А из-за визовых сложностей такой квалифицированный и подготовленный водитель «выпадает» из перевозочного процесса на несколько месяцев. Транспортные компании вынуждены срочно искать ему замену. Но это уже совсем другие кадры.

«Гудок», 24.06.08