03.06.11

Деревни для грузов

Логистические проекты окупаются для государства за счёт пополнения бюджета от развития бизнеса

ОАО «РЖД» располагает более чем 500 грузовыми дворами, на базе которых могут быть созданы терминально-складские комплексы. В этом плане интересен опыт создания логистических деревень в Германии.

Не просто склад

Пилотный проект строительства терминально-логистического центра «Белый Раст» в Московской области появился в ходе взаимодействия ОАО «РЖД» и Deutsche Bahn AG. В 2008 году немецкая сторона выразила заинтересованность в совместной реализации проекта, а в 2009–2010 годах рабочая группа занималась обсуждением вопросов технологии деятельности центра. Усилия в итоге вылились в инвестиционный меморандум по строительству центра. Сейчас эксперты прорабатывают детали.

Германия имеет огромный опыт в этом плане: там насчитывается свыше трёх десятков логистических деревень. Их создание помогло снизить суммарные издержки при перевозках, сократить время доставки грузов потребителям, уменьшить совокупные складские запасы предприятий и переключить часть грузопотоков с автомобильного на железнодорожный транспорт.

К уже привычному набору услуг, которые давно оказывали в современных хабах, стали добавлять всё новые и новые. Это не просто упаковка, сортировка, накопление товарных партий, а формирование грузокомплектов (вплоть до сборки компонентов промышленного оборудования). Плюс автосервис, ремонт подвижного состава и транспортного оборудования. Дефицит площадей заставлял внедрять эти услуги в компактном и предельно автоматизированном формате. В результате деревни оказывались своеобразным магнитом для инноваций.

Окно в Россию

Как рассказывают в Ассоциации логистических центров Германии и комитете по транспорту UNECE, в Европе пришли к выводу, что деревни также позволяют решать проблемы ресурсосбережения и улучшения окружающей среды. Концентрация грузовых фур на таких площадках способствует снижению заторов на автодорогах, что уменьшает выбросы углекислого газа в атмосферу. Этому же содействует переключение грузопотоков с автомобильного на железнодорожный транспорт. Подобный экологический подход позволяет бизнесу обосновать и целесообразность увеличения объёмов государственной поддержки логистическим деревням. Управляющий директор Wagener&Herbst Management Consultants GmbH доктор Норберт Вагенер указывает, что роль государства в развитии логистических центров важна и по другой причине, помимо инвестиционной: на определённом этапе развития проектов возникла необходимость в специфическом зонировании территорий.

В Бремене, например, деревня разрослась до таких размеров, что местные власти стали рассматривать логистику как составляющую часть общегородского развития: она уже не просто создаёт новые рабочие места, но и во многом определяет конфигурацию новых индустриальных районов и жилых кварталов города.

С 2006 года государство участвует в проектах логистических деревень напрямую – через государственное предприятие с участием частного капитала Logistics Net Berlin Brandenburg, созданное по инициативе ряда федеральных земель.

Больше всего логистических деревень тяготеет именно к Берлину, здесь их целых семь. Кроме огромных парков есть, в частности, и сравнительно небольшие проекты.

Например, Berlin South, в которой по немецким меркам оказывают довольно скромный набор услуг. Там действуют мойка для машин, рестораны, газозаправочные станции, железнодорожный терминал с двумя портальными кранами, фирма по аренде вагонов, компания по техническому обслуживанию рефрижераторных установок и контейнерного оборудования. Однако, как говорят специалисты, в данном случае имеет значение не размер, а качество сервиса, степень автоматизации услуг и чёткое взаимодействие на стыках транспортных маршрутов.

Одна из задач Logistics Net Berlin Brandenburg – стимулирование перевозок по интермодальным коридорам. В частности, логистический конгломерат, опоясавший Берлин, частью своих сервисов охватывает перевозки по Международному транспортному коридору «Восток – Запад». А значит, связывает Германию и Россию. Причём в самой Германии его рассматривают не только как окно в Россию, но и как транзитный маршрут дальше, в азиатские страны. Что даёт российским железнодорожникам сотрудничество с немецкими логистическими деревнями? В Logistics Net Berlin Brandenburg поясняют: возьмём для примера контейнерный поезд, связывающий Берлин и Москву. Благодаря логистике для его наполнения созданы две тысячи вариантов ответвлений, по которым грузы стекаются из Восточной Европы.

Качественно и экономно

Как рассказала консультант ЗАО «Агентство прямых инвестиций» Мария Вермель, всего логистических деревень в Германии 33. (Ещё три проекта находятся в стадии формирования.) Их доля в общем объёме осуществляемых на территории страны работ по транспортировке, складированию, переработке, погрузке-разгрузке и других терминально-логистических операций превышает 90%. По данным Немецкого общества логистических деревень, в совокупности эти проекты объединяют более 1,3 тыс. предприятий с общим персоналом не менее 45 тыс. человек. А общий оборот логистических услуг в Германии оценивают на уровне 8% от ВВП.

Есть несколько основных параметров, отличающих европейские проекты логистических деревень от ставших там уже привычными логопарков. В исследованиях МАДИ выделены четыре ключевых момента. Во-первых, все деревни предполагают стыковки железнодорожного и автомобильного транспорта с предоставлением сквозного сервиса. Во-вторых, такой логистический комплекс должен располагать полноценным контейнерным терминалом. В-третьих, деревня предоставляет услуги для размещения не только складского или экспедиторского бизнеса, но и высокотехнологичных производств. В-четвёртых, её проект не может существовать изолированно: он обязательно является составной частью системы глобальной торговли.

По оценкам экспертов, переход логопарка в стадию деревни позволяет уменьшить суммарные логистические издержки его участников на 10–15%, сократить время доставки груза на территории региона на 10–20%, снизить потери грузов на 5–10%, уменьшить совокупные складские запасы грузовладельцев на 30–40%, сократить количество крупнотоннажных грузовых автомобилей, въезжающих на территорию близлежащих городов, на 20–30%. Всё это за счёт более высокого уровня транспортно-логистического сервиса.

Это в среднем. Но в ряде проектов достигают и более высоких показателей. Например, в Бремене, по данным МАДИ, организация сборных маршрутов позволила вдвое сократить общее количество автотранспорта, который обслуживал грузопотоки, следующие через распределительный центр, за счёт сокращения порожних пробегов и оптимизации загрузки автомобилей.

Эффект домино

Дальнейшее развитие логистических деревень в Германии связывают с укреплением их связей с морскими портами и сухопутными грузовыми центрами именно с помощью железнодорожных маршрутов. Как полагают в компании DGG, основная задача в данном случае – не просто обеспечить передачу товаров между различными видами транспорта, но и упорядочить при этом расходы на грузоперевозки. Это предполагается сделать с помощью внедрения интеллектуальных транспортных систем, оптимизации системы благоустройства и содержания дорог, развития сферы услуг, интеграции промышленной и транспортной логистики.

В России пытается учитывать немецкий опыт не только ОАО «РЖД». Аналогичные проекты под Москвой и в пригороде Санкт-Петербурга частными девелоперами задумывалось реализовать ещё два года назад. Однако, по мнению профессора кафедры логистики МАДИ Александра Колика, основная проблема в том, что инвесторы и складские операторы действуют разрозненно, и в отличие от Германии в России этот процесс пока слабо поддерживается государством.

Как уточнили в компании Knight Frank, интерес государства в подобных проектах должен быть экономическим: бюджетные затраты, как это показывает пример Германии, нацелены на оптимизацию грузовых и транспортных потоков, снижение логистических издержек и нагрузки на транспортные сети. По расчётам, такие проекты окупаются для государства за счёт пополнения бюджета от развития бизнеса и создания дополнительных рабочих мест в деревнях и вокруг них.

Гудок